Количество производителей ягод в России выросло

Число регистраций компаний, специализирующихся на ягодах и плодовых культурах, в январе—сентябре выросло на 10,3% год к году. Новые инвестиционные проекты фокусируются в основном на малине и голубике, что связано с высоким спросом. Продажи ягод в натуральном выражении выросли на 5% год к году, несмотря на снижение спроса на фрукты, но рост предложения давит на цены: малина и голубика за год подешевели на 9–11%.

На начало октября в России были зарегистрированы 3,69 тыс. компаний, основной вид деятельности которых — производство ягод и плодовых культур, подсчитали в «Контур.Фокусе». С января их количество увеличилось на 2,9%, год к году — на 2,7%. Количество регистраций за первые девять месяцев года прибавило 10,3%, до 203 организаций.

Аналитик «Контур.Фокуса» Вероника Скороходова называет ягоды набирающим популярность бизнесом: регистрируется больше компаний, чем ликвидируется.

Гендиректор «АБ-Центра» Алексей Плугов также фиксирует увеличение инвестиционной активности.

Согласно «АБ-Центру», производство малины в России составляет 219,3 тыс. тонн в хозяйствах всех категорий, 30 тыс. тонн из них — коммерческий объем, попадающий на рынок. Реализуется 101 проект по выращиванию ягод. Промышленное производство малины, по оценкам «АБ-Центра», в 2025 году вырастет на 676,3 тонны, в перспективе 2028 года — на 1,71 тыс. тонн.

Объем производства в России голубики, согласно MegaResearch, в 2022–2024 годах составил 2–2,3 тыс. тонн в год. Значение может вырасти в полтора раза. Согласно «АБ-Центру», сейчас заявлены 22 проекта с общим объемом 1,1 тыс. тонн. Они должны выйти на проектную мощность в 2025–2028 годах, но производство может вырасти и заметнее: не все проекты официально анонсируются, говорит господин Плугов. Голубику эксперт называет более привлекательной за счет технологий длительного хранения. «В августе собрали и можем к январю реализовать, у малины такого маневра нет»,— поясняет он.

Алексей Плугов связывает рост бизнес-активности с высоким спросом на ягоды.

Согласно «Нильсен», розничные продажи голубики и черники в натуральном выражении в период с 15 сентября 2024-го по 14 сентября 2025 года выросли на 19% год к году, винограда — на 37,2%. Категория фруктов в целом за тот же период продемонстрировала снижение на 0,7%.

Источник