Новости
Как выстраивать партнерство с китайским бизнесом: «ОПОРА РОССИИ» провела деловую сессию на ВЭФ-2024
4 сентября 2024

3 сентября во Владивостоке стартовал Восточный экономический форум — ведущая площадка для развития экономики Дальнего Востока и расширения международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этом году форум посвящен теме «Дальний Восток – 2030. Объединим усилия, создавая возможности». В рамках первого дня деловой программы ВЭФ-2024 прошла панельная сессия «Возможности МСП России на рынке Китая», организованная «ОПОРОЙ РОССИИ». Участниками мероприятия стали представители бизнеса и науки, непосредственно связанные с изучением и ведением предпринимательской деятельности на Дальнем Востоке и в Китае. Эксперты обсудили широкий круг вопросов выхода на рынок КНР и поделились опытом по взаимодействию с предпринимателями из Поднебесной. Модератором дискуссии выступил Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин.

Открывая деловую сессию, Глава «ОПОРЫ РОССИИ» отметил, что Китай — это вторая экономика мира, которая по прогнозам экспертов через четыре года выйдет на первое место и, естественно, это подогревает интерес со стороны бизнеса всего мира: «Китайский рынок интересен многим предпринимателям, поскольку страна обладает высокими технологическими компетенциями и это одна из крупнейших “фабрик” мира».

В ходе дискуссии эксперты поделились собственным опытом, как российскому предпринимателю заходить на большой рынок Китая и удержаться на нем с учетом высокой конкуренции. Директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Маслов рассказал о пяти основных трендах китайского рынка, которые необходимо учитывать малым и средним предпринимателям, желающим успешно вести бизнес в направлении Россия-Китай:

  1. для российского бизнеса на рынке Китая открылись новые возможности — за последние полгода китайский рынок очень изменился: индекс предпринимательской активности в КНР заметно упал, а внешние инвесторы ушли. Как следствие, рынок стал менее конкурентным;
  2. на рынке Китая открылись отрасли и сферы, которые раньше были недоступны иностранным компаниям — например, теперь можно заходить в такие отрасли, как биофарм, производство новых продуктов питания и радиоэлектроника;
  3. культурные и бизнес-особенности КНР — для эффективной работы с китайским рынком необходимо физическое присутствие предприятия/офиса на территории КНР; формировать свое предложение нужно для конкретного регионального рынка; выйти на операционную прибыль получится не раньше, чем через 2-3 года.
  4. нужно учиться продвигать товары на китайских электронных платформах, для этого важно локализовать и презентовать продукцию так, как будет интересно покупателю в регионе, в котором вы будете ее продавать;
  5. в ближайшей перспективе рынок Китая уменьшится и стабилизируется за счет ухода еще большего числа зарубежных компаний, особенно в отрасли высоких и смарт-технологий. Это хорошая возможность для российского бизнеса занять открывшуюся нишу.

«К Китаю надо готовиться и отслеживать динамику его изменений. Без специального анализа и обучения выходить на китайский рынок просто опасно. Механически переносить наработки, сделанные для российского или западного рынка, нельзя. Для начала необходим глубокий мониторинг рынка, затем — переобучение сотрудников, работающих с Китаем. Также лучше начинать работу не в одиночку, а в составе бизнес-объединений. Вот мы сейчас с коллегами из “ОПОРЫ РОССИИ” разрабатываем целый образовательный курс, где российские предприниматели будут учиться взаимодействовать с Китаем», — заключил Алексей Маслов.

Своим опытом, что российским предпринимателям необходимо учесть при выходе на китайский рынок, поделилась представитель «ОПОРЫ РОССИИ» в Китае (провинция Гуандун) Илона Горшенева-Долунц. Спикер отметила, что экспорт в Китай растет и в 2023 году составил 914 млрд рублей. Много товаров пытаются вывести на этот рынок, при этом далеко не вся продукция заходит и интересна иностранному потребителю. Поэтому очень важно работать с адаптацией продукта. Необходимо также понимать, как выстраивать коммуникацию, как взаимодействовать с китайскими партнёрами, через какие мессенджеры с ними общаться, как устроено правовое поле и электронная коммерция.

Если выходить на китайский рынок без понимания, как он работает, можно потерять деньги. Избежать этого поможет предварительная подготовка. Спикер подчеркнула, что образовательный проект «ОПОРЫ РОССИИ» и Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова, который стартует в ближайшее время, включает много практической информации для предпринимателей, в том числе о культурных особенностях китайский партнеров.

Также Илона Горшенева-Долунц согласилась с Алексеем Масловым, что одному сложно выйти на китайский рынок и легче действовать через ассоциации.

«Это канал, который надо использовать. Если вы работаете через ассоциации, то понимаете, в каком направлении двигаться. Есть бизнес-миссии, которые закрепляют результат, есть встречи с различными китайскими бизнес-ассоциациями», — отметила Представитель «ОПОРЫ РОССИИ» в Китае (провинция Гуандун).

Дальневосточные регионы граничат с КНР. О специфике приграничной торговли и ее резервах рассказал основатель Qifa Сунь Тяньшу. Спикер отметил, что сырьевая экономика России и промышленная экономика Китая дополняют друг друга: в прошлом году торговый оборот России и Китая превысил $230 млрд и есть потенциал нарастить его до $400 млрд. Соответственно, считает эксперт, можно утверждать, что схожий потенциал есть и у сектора приграничной торговли, которая способствует еще более тесному сотрудничеству России и Китая.

Далее в своем выступлении г-н Сунь Тяньшу отметил, что для увеличения товарооборота между нашими странами необходимо разрабатывать цифровые сервисы. Несмотря на то, что и в России, и в Китае очень высокий уровень развития цифровой экономики, цифровизация в торговле между этими странами практически отсутствует.

Источник