Как выбрать бизнес-идею и найти свою нишу

Многие начинающие предприниматели считают, что удачная бизнес-идея является одним из основных факторов успеха, и зачастую уделяют ее поиску слишком много времени. В результате вместо того, чтобы действовать, они застревают в ожидании той самой идеальной идеи, не запуская свой бизнес. Однако практика показывает: не стоит пассивно ждать озарения, особенно когда идеи можно и нужно генерировать самостоятельно.

Один из способов поиска подходящей идеи — анализ собственных компетенций, опыта и увлечений. Предпринимателю нужно задать себе следующие вопросы:

  •  Что мне нравится делать и в чем хочу развиваться
  •  В чем я хорошо разбираюсь
  •  Какие навыки могу монетизировать

Опираясь на свои знания и умения, можно составить предварительный список направлений будущего бизнеса. Важно выбрать сферу деятельности, которая действительно интересна, иначе мотивация может быстро угаснуть при первых трудностях. Хороший метод для самопроверки — японская концепция икегай, которая помогает найти точку пересечения между тем, что человек любит делать, тем, в чем он профессионал, тем, за что ему готовы платить, и тем, что нужно миру.

Также все получившиеся идеи следует проанализировать с точки зрения спроса. Необходимо изучить рынок, тенденции, есть ли свободные ниши. Расчеты желательно делать на основе статистических данных. Например, сервис «Оценка рынка и расчет бизнес-плана» на МСП.РФ проанализирует спрос и конкуренцию в выбранной локации на базе данных 2ГИС и Росстата. Он оценит размер доступной рыночной ниши и подскажет, стоит ли здесь открывать бизнес.

Наличию или отсутствию конкуренции стоит уделить отдельное внимание. Если ниша абсолютно свободна, стоит задуматься, почему так происходит.

Конкурентный анализ состоит из следующих пунктов:

  •  Изучение сильных и слабых сторон других компаний
  •  Оценка отзывов клиентов, чтобы выявить неудовлетворенные потребности
  •  Оценка ценовой политики, качества сервиса и стратегии продвижения

SWOT-анализ поможет определить преимущества и возможные угрозы. Например, если в выбранной нише доминируют крупные компании, возможно, стоит сфокусироваться на узком сегменте, предложив уникальный продукт или лучший сервис.

Посещая специализированные форумы, мероприятия для предпринимателей можно познакомиться с нишей поближе, изучить успешные кейсы опытных предпринимателей и понять, какие бизнес-модели работают лучше всего. Кроме того, можно изучить каталоги франшиз. Как правило, это востребованные направления и проверенные временем форматы.

Даже отличная идея не может считаться жизнеспособной, если не приносит прибыли. Поэтому начинающему предпринимателю нельзя упускать из виду финансовую сторону вопроса и заранее рассчитать:

  •  Стартовые вложения
  •  Потенциальную выручку
  •  Скорость выхода на окупаемость

Некоторые идеи требуют долгосрочных инвестиций, а значит, понадобятся финансы на операционные и личные расходы. Поэтому при ограниченном бюджете, стоит рассмотреть идеи с минимальными вложениями или быстрым выходом на безубыточность.

Перед серьезными вложениями важно проверить идею на практике. Как это сделать:

  •  Создать минимально жизнеспособный продукт (MVP)
  •  Запустить тестовую рекламу и проанализировать отклик аудитории
  •  Попробовать первые продажи через маркетплейсы или социальные сети

Возможно, после тестирования возникнут идеи, как улучшить товар/услугу и сделать более востребованным на рынке.

На старте не стоит вкладываться в серьезный ремонт (строительство) помещения, долгосрочную и дорогостоящую аренду недвижимости (офиса, земли, производственной площадки), покупку дорогостоящего оборудования, наем большого штата. Это позволит оценить спрос без значительных затрат и риска.

Например, производственный бизнес может воспользоваться преимуществами контрактного производства.

Материал по теме: Контрактное производство: что это и как оно работает

Запустить свой бизнес проще, если рядом есть люди, которые могут помочь. Общение с единомышленниками поможет избежать распространенных ошибок и получить ценные советы. Для этого можно вступить в предпринимательские сообщества, посещать тематические мероприятия, найти наставника.

Источник