История успеха
Реализовать себя и бизнес в керамике
23 июля 2020

Изделия, созданные по индивидуальному заказу, всегда будут пользоваться спросом. А если вы сами сможете приложить руку к созданию, то оно станет бесценно. Такая возможность есть и у жителей Якутска. В керамической мастерской Stek под руководством мастеров можно создать вазы, горшочки, декоративные изделия, посуду и даже незатейливые скульптуры, которые будут радовать глаз и навевать воспоминания о необычном опыте.

Однако, керамика — это не только искусство, но и огромный труд. Здесь никак не обойтись без соответствующих знаний. Своим опытом работы в мастерской, где декоративная керамика сочетается с гончарным делом, с читателями Online-журнала «Предприниматель Якутии» поделилась Анастасия Огонерова — директор керамической мастерской Stek @stek_pottery_ykt.

На самом деле, родом я из Красноярска. Мои отношения с глиной имеют длинную историю. В детстве я училась в художественной школе. И хотя по большей части нас обучали по направлению скульптуры, мне очень нравилось работать с глиной.

Уже позднее, когда стал вопрос «Куда поступать?», передо мной появилась дилемма между скульптурой и керамикой. Тогда я сделала выбор в пользу керамики, о чем до сих пор не жалею, потому что это направление более разносторонне и затрагивает все отрасли: скульптуру, графику и даже живопись. Можно воплотить все что пожелаешь. Так и закончила отделение Красноярский государственный художественный институт отделение керамики. Влюбилась в скульптора, и вот уже семь лет живу на родине мужа в Якутске.

        Керамическая мастерская

Порой мало одного желания и знаний, чтобы начать свой бизнес. А тем, кто желает открыть собственную керамическую мастерскую, стоит тщательно взвесить все «за» и «против», поскольку это дело довольно трудоемкое и затратное.

Изначально, я хотела открыть мастерскую, чтобы изготавливать изделия на продажу. Это был мой способ самореализации. Но со временем появился спрос — люди спрашивали не провожу ли я мастер-классы, хотели сами попробовать лепить. Но как бы чудесно это не было, средств на открытие собственной мастерской или студии у меня не было.

От своей идеи отступаться я не собиралась – подавала заявки в различные инстанции для открытие своего дела. И вот так постепенно-постепенно три года назад мы открыли мастерскую.

— Как выбрать помещение?

Существует множество запросов к помещению, где будет обустроена мастерская, но прежде всего необходимо учесть вопрос с электричеством, потому что, самое главное у нас — это печь. Не обязательно арендовать огромное помещение, мастерская может быть и компактная, всё зависит лишь от ваших желаний.

Многопрофильный бизнес

Бизнес, связанный с искусством, сам по себе — дело не простое. Не всегда видение автора совпадает с представлением заказчика, приходится идти на компромиссы. А в случае Анастасии, помимо художника, она становится и организатором, и наставником, и даже воспитателем.

В первый год все занятия я вела самостоятельно. Но постепенно начали задумываться о сотрудниках, так как работа с глиной и людьми отнимает огромное количество сил, а количество заказов и желающих принять участие только росло, и вот, сейчас нас трое. Мы на 50% преподаватели и на 50% художники, и то и другое важно в нашем деле.

— Обязательно ли иметь художественное образование, чтобы работать у вас в студии?

Изначально мы подбирали кандидатов, которые имеют художественное образование, а сейчас наша сотрудница Нарыйа целиком и полностью обучена нами. Но, конечно, какое-то представление о прекрасном и вкус должны присутствовать.

— Чем занимаетесь в мастерской?

Мы изготавливаем изделия на заказ, проводим мастер-классы для детей и взрослых. Есть групповые занятия, семейные, романтические вечера. Можно лепить вручную, можно на гончарных кругах клиенты сами выбирают как хотят.

Наши уроки направлены на то, чтобы человек смог проявить свою творческую сторону. Мы не работаем по шаблону: сегодня лепим вазу, завтра кружки и т.д. Человек сам придумывает, что слепить, ищет форму, думает над дизайном, а мы подскажем, как реализовать его задумку и поддержим с технической стороны.

Три года назад мы были первые и единственные, а сегодня уже открыто четыре студии. Потихоньку появляется конкуренция, но в этом нет ничего плохого, это всегда хорошо.

— Какие форматы наиболее популярны?

Популярнее всего семейные мастер-классы. Часто приходят на романтические вечера, ну и как без праздников и дней рождения.

Мне нравится, что люди приходят семьями и создают не только запоминающееся изделия, но и счастливые моменты. Нравится, когда приходят компаниями, и делают подарки кому-то. А на романтические вечера перед 14 февраля у нас запись забита уже с января, в последние два года запись полная и на новогодние праздники. Работаем круглый год.

Больше работаем с молодежью, они легкие на подъем. Немного сложнее работать с детьми и с пожилыми людьми, им нужно больше помогать. Бывало и такое, что к нам приходили трехлетние детки,  восьмидесятилетние бабушки, дети с ограниченными возможностями, специально приезжают с улусов. Лично мне со всеми работать интересно.

Я хочу в будущем запустить уроки по скульптуре, но муж пока не соглашается. Всё надеюсь, что когда-нибудь уговорю. Поэтому потихоньку внедряем скульптуру.

Когда появляется время мы изготавливаем продукцию на продажу. Иногда приходят заказы от ресторанов и от частных клиентов. Мы планируем расширятся, должны внедрить новые технологии и открыть свой магазин.

— Что остается за кадром?

Возможно, после посещения наших мастер-классов у некоторых появляется иллюзия, что это все так просто, а на самом деле очень много технических моментов остается за кадром.

Люди приходят на мастер-класс, изготавливают свои изделия и оставляют их у нас, а мы уже потом эти поделки сушим, присматриваем и обжигаем. В основном, это технологические моменты, которые мы делаем сами.

— Где закупаете сырье, расходные материалы?

— Практика показывает, что заказывать из Якутска получается в два раза дороже. Мы работаем с Москвой и Санкт-Петербургом. На логистику тратится столько же средств сколько и на материалы. Но даже так получается дешевле и проще, чем готовить глину самим.

От начала до конца, через сколько дней можно будет похвастаться своим изделием?

— В первую очередь сминается глина, затем нужно из этого бесформенной куска слепить вручную или на гончарном круге ваше изделие. На самом деле лепить вручную проще — нужно просто раскатать глину и придать её форму, которую ты хочешь. Куда сложнее работать на гончарном круге — нужно зафиксировать глину в центре, приложить много усилий чтобы зацентровать и вытянуть, затем растянуть, в общем, нужна техника.

После, в зависимости от размера, около семи дней изделие будет сушиться, а иначе оно просто взорвется в печи. Затем изделие обжигается в печке на протяжении 12 часов, а уже потом можно расписать его цветной глазурью. И чтобы краска схватилась снова отправляем в печь на 12 часов. И вот только тогда изделие готово!

На самом деле существует много мелких нюансов из-за которого изделие может треснуть. Поэтому мы сами разминаем глину перед мастер классами. А если друг в глине остались микрочастицы природы, или если сильно промочил изделие в процессе лепки, на нем может появится трещина.

Главное в процессе сушки, не допускать сквозняка в помещении. Очень многое зависит от того, правильно ли слепилось изделие. Из-за этого в первое время мы боялись, что многие поделки будут трескаться, но нет, опасались зря, или просто наши гости такие умельцы.

Расписываем изделия профессиональной краской для керамики глазурью. Глазурь — это как размягченное стекло, благодаря этой краске изделие не портится, защищено от влаги и может долго служить.

Весь процесс от начала и до конца в среднем занимает 10 дней.

Какими навыками должен обладать человек, решивший открыть собственную керамическую мастерскую?

— Я считаю, что прежде, чем открыть мастерскую человек должен сам набраться опыта. Не должно быть таких ситуаций, когда ты походил на курсы в течение месяца, открываешь мастерскую и доучиваешься уже на своих клиентах. Нужно пройти все этапы, потому что керамика не такая простая как может показаться. Даже при том, что у меня за плечами 12 лет опыта, все равно я постоянно учусь.

Я бы в любом случае открыла мастерскую, потому что это дело должно очень сильно нравиться, и ты должен действительно гореть идеей. Затем, не помешает огромное трудолюбие и упорство.

 

ГАУ РС (Я) Центр «Мой бизнес»