Новости
Как работает социальный контракт?
24 марта 2022

Программа социального контракта, направленная на помощь россиянам с низкими доходами, с 2021 года была распространена на все регионы РФ, ее охват составил почти 1 млн граждан, а доходы получателей этого вида поддержки выросли в среднем в 1,6 раза. О направлениях программы и решениях по выходу из трудных жизненных ситуаций рассказали ТАСС в пресс-службе Минтруда и регионах России.

Социальный контракт — вид государственной помощи, благодаря которому можно преодолеть трудную жизненную ситуацию, найти работу, открыть свое дело или развивать личное подсобное хозяйство. Соцконтракт направлен не только на поддержку граждан на период осуществления выплат, но и на создание устойчивого источника дохода в долгосрочной перспективе.

Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому в течение 2022 года при оценке дохода семьи для заключения социального контракта не будут учитываться доходы ее членов, потерявших работу после 1 марта и вставших на учет в центрах занятости.

Как рассказали ТАСС в Минтруде России, в 2021 году государственной соцпомощью на основании социального контракта были охвачены 981,2 тыс. граждан, заключено 281,8 тыс. таких контрактов. По итогам года доходы получателей соцконтракта в среднем выросли в 1,6 раза.

«Социальный контракт призван не просто поддержать семью в сложной жизненной ситуации, он помогает создать условия для развития и достижения финансовой стабильности, чтобы семья в такую ситуацию не возвращалась. Это удочка, которую дает государство — источник дохода, а для кого-то первый шаг, чтобы начать собственный бизнес», — рассказал ТАСС директор регионального развития АСИ Александр Смекалин.

Заключение договора

Социальный контракт — это договор, который заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, чей среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума в регионе.

Обратиться за поддержкой необходимо лично в региональные органы социальной защиты по месту жительства или МФЦ, если такая возможность предусмотрена. При этом в каждом регионе требования к оформлению контракта индивидуальны.

Для подачи документов на заключение соцконтракта необходимо заявление с информацией о составе семьи, размере доходов каждого ее члена, имуществе семьи и получении какой-либо государственной социальной помощи. Также необходимо предоставить паспорт, свидетельство о браке, рождении детей, праве собственности. Полный список документов необходимо уточнять в органе соцзащиты населения по месту жительства.

Направления соцконтракта

Программа включает в себя четыре разных направления: поиск работы, открытие собственного дела, развитие подсобного хозяйства и помощь в трудной ситуации — материальную поддержку.

«Соцконтракт — это, в первую очередь, механизм реализации трудового потенциала гражданина. Составным элементом каждого такого контракта является программа социальной адаптации, предусматривающая необходимый и индивидуально проработанный объем помощи и этапы ее предоставления по одному из основных направлений, которое выбирает гражданин», — рассказали в Минтруде РФ.

Одно из таких направлений — поиск работы. Участник программы может пройти предварительное обучение в центрах занятости или закончить дополнительные курсы. Соцконтракт по такому направлению заключается на срок не более девяти месяцев и включает в себя поддерживающие денежные выплаты в размере прожиточного минимума в регионе. Они выплачиваются в течение месяца после заключения социального контракта, а также в течение трех месяцев после трудоустройства. Кроме того, для гражданина может быть организована оплачиваемая стажировка на потенциальном месте работы.

Вторым и самым объемным направлением соцконтракта является поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности, контракт по нему заключается на период до года. Здесь гражданину может быть оказано комплексное содействие в составлении бизнес-плана, смет, а также поиска рынков сбыта производимой продукции. Объем финансовой поддержки, которую человек может получить от государства, составляет до 250 тыс. рублей. Эти средства можно потратить только в соответствии с программой, направив их на приобретение основных материалов для производства и аренду (не более 15%). Еще одно из обязательных требований — регистрация гражданина в качестве ИП или самозанятого.

Для жителей села актуален социальный контракт по ведению личного подсобного хозяйства, его можно заключить на срок до года. Размер единовременной выплаты составляет до 100 тыс. рублей. Средства можно потратить на приобретение товаров, необходимых для ведения хозяйства, и здесь участнику программы также необходимо зарегистрироваться в качестве самозанятого. Для развития своего бизнеса гражданин также может пройти дополнительное обучение и получить комплексное содействие в производстве и сбыте продукции.

Последним направлением соцконтракта является финансовая помощь для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Участник программы может получать ежемесячную денежную выплату в размере регионального прожиточного минимума. Срок действия такого контракта составляет до полугода. Полученные средства можно потратить на товары первой необходимости: продукты, одежду, обувь, товары для подготовки детей к школе, лекарства и так далее — этот перечень для каждого региона свой.

Трек на будущее

По итогам анализа реализации соцконтракта в России за 2021 год лучшие практики будут тиражированы во все регионы для повышения эффективности этого механизма.

При этом некоторые изменения в программе уже вступили в силу. Так, с 2022 года приоритет отдается направлениям, которые могут увеличить доход семьи в долгосрочной перспективе. «До 25% увеличена доля социальных контрактов, которые смогут заключить соцконтракт по ведению личного подсобного хозяйства, а лимит распределения численности населения по иным мероприятиям, направленным на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, снижен до 25%», — рассказали в Минтруде.

Кроме того, с 1 января 2022 года ежемесячные выплаты в рамках соцконтракта рассчитываются на основе прожиточного минимума, действующего на момент осуществления такой выплаты. Также расширены возможности расходования средств в рамках предпринимательской деятельности: теперь предприниматели могут приобретать лицензии на программные продукты или на отдельные виды деятельности на сумму до 10% от назначенной выплаты. А к работе, помимо органов государственной власти региона, подключились центры «Мой бизнес» и корпорация МСП, чтобы комплексно поддержать гражданина при открытии собственного дела.

«Иногда люди не решаются рисковать и без того небольшим капиталом, чтобы отвлечь ресурсы из бюджета семьи и попробовать начать свое дело. Таким образом, социальный контракт направлен на обеспечение базового дохода семьи или может стать первым шагом в предпринимательстве. И это подтверждают примеры, когда из такого малого бизнеса вырастали крепкие фермерские хозяйства», — заключил Смекалин.

Источник