Новости
Как предотвратить утечки информации
вчера

Под утечкой данных понимается несанкционированное раскрытие чувствительной, конфиденциальной или личной информации из систем или сетей организации внешней стороне. Это серьезная угроза для малого бизнеса. Утечки могут привести к финансовым потерям, штрафам и репутационному ущербу. Так, с 30 мая 2025 года операторам персональных данных грозят крупные штрафы по КоАП РФ за действия (бездействие), из-за которых произошла незаконная передача этих сведений.

Утечка информации может произойти по разным причинам. Среди них — организованные кибератаки, сбои в компьютерных системах, утрата незашифрованных устройств и человеческий фактор.

Актуальные методы защиты:

Регулярное обновление ПО и систем. Уязвимости в устаревших программах представляет основную лазейку для кибермошенников. Автоматическая установка обновлений помогает заблокировать большинство угроз. Важно планировать проверки уровней безопасности и убедиться, что ПО обновляется без сбоев и не нарушает работу систем.

Надежная политика паролей и многофакторная аутентификация. Слабые или типичные пароли легко взломать. Специалисты советуют работать с менеджерами паролей для уникальных, комплексных комбинаций. А во всех ключевых сервисах, таких как почта, CRM, соцсети, облако и т.д. включать двухфакторную аутентификацию.

Резервное копирование. Надежные резервные копии позволяют восстановить данные после атак, сбоев или человеческих ошибок. Они должны храниться отдельно от основной сети, регулярно обновляться и тестироваться.

Обучение сотрудников. Человеческий фактор — самая уязвимая часть системы безопасности. Ведь многие утечки происходят из-за действий сотрудников (умышленных или нет). По данным исследований, более 50% утечек данных у российских компаний происходит по вине действующих сотрудников. Примерно в 15% случаев в утечках данных виноваты бывшие сотрудники компаний и только в 10% — злоумышленники.

Причем не всегда сотрудники передают данные по злому умыслу. Кибермошенники могут применять приемы социальной инженерии. Поэтому важно проводить регулярные тренинги, рассылать напоминания о том, что нельзя передавать пароли по чатам, открывать вложения, если их не ожидали, и т.п.

Внедрение системы предотвращения утечек (DLP-системы) помогает обнаружить и предотвратить инсайдерские угрозы.

Мониторинг активности и аудит. Системы мониторинга (UEBA, SIEM) помогают обнаруживать подозрительное поведение, например, массовый экспорт файлов или кто-то скачивает необычно много данных ночью. Аудиты систем безопасности позволяют выявить слабые места до инцидента.

Ограничение доступа к информации, т.е. когда сотрудники имеют доступ только к необходимым им данным. Расширенные права должны иметь только ключевые сотрудники. Такой подход снижает риск внутреннего и внешнего вмешательства.

План реагирования на инциденты. Даже при соблюдении всех мер могут случаться нештатные ситуации. Очень важно заранее описать, кто что делает, как изолировать систему, как информировать клиентов и восстановить работу. Это позволит сэкономить время и снизить ущерб от возможного ЧП.

Стоит учесть, что в течение 24 часов с момента выявления утечки персональных данных предприниматель должен оповестить о ней Роскомнадзор (первичное уведомление). Сделать это можно на бумаге или в электронном виде. Далее в течение 72 часов необходимо установить причины утечки, причиненный вред, выявить нарушителей и усилить меры безопасности и уведомить РКН о принятых мерах.

Утечки информации могут стоить малому бизнесу гораздо больше, чем любые вложения в защиту. В первую очередь, стоит начать с оценки текущего состояния и формирования политики безопасности.

Источник