Реалистичный расчет стартового капитала позволяет начинающему предпринимателю делать более точные прогнозы по выходу на безубыточность, окупаемости вложений и возможной прибыли. Занижение параметров может привести к кассовым разрывам, недопониманию со стороны инвесторов и поставить под угрозу не только сроки, но возможность реализации проектов. Увеличение расчетов стоимости запуска бизнеса грозит оставить проект без инвестиций и реализации.
Основные затраты на запуск можно условно разделить на разовые, постоянные и переменные. Расходы будут сильно отличаться в зависимости от ниши, бизнес-модели, локации, наличия или отсутствия сотрудников, помещения. Цифры надо считать, исходя из конкретных условий.
Разовые затраты на официальное оформление своего дела минимальны. Зарегистрировать бизнес через Цифровую платформу МСП.РФ можно бесплатно. А специальные сервисы помогут выбрать организационно-правовую форму, режим налогообложения. Если предприниматель выбирает ООО, то еще нужно будет вложиться в уставной капитал – минимум 10 тыс. рублей.
Кроме того, к разовым относятся затраты на покупку мебели, оргтехники, оборудования, вывески, ремонта (при необходимости). В зависимости от сферы, нужна будет аренда или покупка кассовой техники. На этом этапе будущие предприниматели нередко забывают учесть расходы на доставку и установку мебели, оборудования, покупку софта и или/ доступа к интернет-сервисам. Специалисты советуют на старте избегать капитальных вложений, таких как дорогостоящий ремонт и оборудование. Узнать примерные цены можно в каталогах производителей.Важно заранее поинтересоваться, требует ли тот или иной вид деятельности специальных разрешений и при необходимости учитывать их стоимость.
Когда говорят о старте бизнеса без вложений, скорее всего, речь идет о об услугах (консалтинг, IT), которые предприниматель оказывает самостоятельно, и не нуждается в офисе и других вложениях. Но даже при таком раскладе стоит обратить внимание на вышеупомянутые пункты.
Кстати, не стоит ограничиваться подсчетом только разовых затрат. Покупка оборудования и мебели еще не означает, что бизнес готов стартовать. Потребуются расходы на аренду помещения и коммунальные услуги, связь (интернет и телефон), банковские услуги. Все это относится постоянным расходам, т.е. не зависят от выручки. При наличии персонала нужно заложить средства на их обучение, ФОТ, обустройство рабочего места.
Маркетинговые услуги также потребуют расходов. В идеале провести исследование целевой аудитории, что особенно важно для начинающего бизнеса. Стоит подумать, кто (самостоятельно, нанимать сотрудника, договариваться с фрилансером или агентством) и как будет заниматься продвижением и рекламой. Это может быть онлайн: соцсети, веб-сайт, блог, рассылка. А также офлайн: наружная реклама, билборды, листовки, пресса.
Часто при подсчете расходов предприниматели забывают учесть траты на проценты по кредитам, амортизацию, оплату страховых взносов.
Вообще, на старте есть большая вероятность, что первое время бизнес будет работать в убыток. Поэтому в стартовый капитал необходимо заложить и переменные расходы. Иначе компания попросту не сможет оказать услуги или не на что будет купить товары и материалы. В идеале иметь запас средств, пока не будет достигнута точка безубыточности.
Переменные расходы связаны с производством продукции, выполнением работ, услуг, включая расходы на технологические нужды, сырье, материалы, топливо, электроэнергию и воду. Это себестоимость товара, стоимость транспортных услуг, премиальная часть зарплаты, расходные материалы, затраты на сырье, траты на хранение и доставку готовой продукции (покупка/аренда складских помещений). Кроме того, от суммы выручки будет зависеть и размер налога.
Суммируя расходы по всем пунктам, можно получить размер необходимого стартового капитала. Чем подробнее будет расписан каждый пункт, тем ближе к жизни он будет и тем лучше для самого начинающего предпринимателя.