Потенциальная численность россиян, занятых в теневом секторе экономики, составляет в 2025 году примерно 5 млн человек. Об этом глава Минтруда Антон Котяков сообщил в интервью РБК.
«У нас достаточно высокий показатель теневой занятости, с которым нам нужно работать — более 5 млн человек. Среди регионов самая напряженная ситуация традиционно на Северном Кавказе. В перечне субъектов, на которые мы обращаем особое внимание, — Ингушетия, Дагестан, но есть еще несколько субъектов — Тува, Калмыкия», — сказал он.
Котяков уточнил, что это проблема не только рынка труда, «этот вопрос несколько шире». Он напомнил, что весь спектр государственных мер поддержки позволяет человеку выйти на рынок труда и формировать собственный источник дохода. «А если человек не хочет и отказывается от помощи в трудоустройстве, потому что «мне не надо, я готов жить на детское пособие»? Тогда у нас есть все основания задать вопрос, а почему тогда в этом случае налогоплательщики, которые добросовестно трудятся, платят налоги, должны содержать человека, который не хочет и не прикладывает усилия к улучшению своей ситуации», — отметил министр.
В РФ в рамках единого пособия уже ввели минимальный уровень трудового дохода, который должен получать человек, не имеющий объективных причин для отсутствия занятости, — четыре минимальных размера оплаты труда в год.
«Как правило, такой доход формирует неполная, эпизодическая занятость. Наша задача — создавать условия для более системного участия в рынке труда. Когда мы говорим о теневом секторе экономики, то чаще всего люди трудоустроены, но весь заработок, весь фонд заработной платы не показывается официально. Соответственно, вводя такую планку по доходу, мы в том числе стимулируем людей к выходу из теневого сектора», — подытожил он.