Новости
Генеральный директор АО «Единая электронная торговая площадка» Антон Емельянов: малый и средний бизнес начал конкурировать в тендерах наравне с крупным
13 января 2017

Генеральный директор АО «Единая электронная торговая площадка» Антон Емельянов рассказал в интервью корреспонденту ТАСС о том, как изменилось отношение малого бизнеса к тендерам, чего хотят крупнейшие заказчики в стране и какие ключевые проблемы мешают развиваться предпринимателям.

— Первые электронные площадки в России начали появляться в середине 2000-х годов. В то время считалось, что тендеры организуются только для своих и малому бизнесу туда вход заказан. Что изменилось сейчас?

— Действительно, когда все только начиналось в 2005-2006 годах, участники закупок прямо говорили: «В электронных торгах мы не участвуем, потому что там заранее все решено». То есть сама конкурсная процедура рассматривалась как некая форма обмана. Существовала даже поговорка: «В тендерах участвуют только победители и дураки».

Сейчас тендеры, в особенности закупки для малых и средних компаний, стали более прозрачными и доступными. Более того, в этом заинтересованы сами заказчики. Поддержка малого бизнеса носит приоритетный и всесторонний характер. Например, законодатели и сами заказчики продолжают вводить специальные квоты по минимальной доле закупок у МСБ (малый и средний бизнес — прим. ред.).

Напомню, что сейчас есть установленная государством квота для крупных заказчиков — это 18% закупок только для малых и средних предприятий, из которых 10% — по прямым торгам. А с 1 января 2018 года распоряжением премьер-министра РФ квота на прямые закупки для малых и средних предприятий должна увеличиться до 15%.

Есть также Корпорация МСП, созданная больше года назад в качестве института поддержки малого и среднего предпринимательства, которая реализует целый комплекс специальных программ — от бесплатного обучения до льготного кредитования предпринимателей.

— Получается, что сейчас признаков сговора в закупках практически нет? Или претензии у предпринимателей все еще есть?

— Сейчас эта тема уже абсолютно не обсуждается. Тендерная процедура — это практически всегда состязание. Все понимают, по каким правилам она проходит. Сейчас вопросы возникают не к принципам проведения процедур, а к определенным нюансам. Например, относительно деталей борьбы — в каком случае процедуру можно признать более или менее конкурентной, где есть признаки сговора и прочее.

Признаки сговора благодаря электронной форме стали четко видны, потому что все шаги документируются и подписываются электронной подписью. На текущий момент в зоне выбора победителя торгов и определения поставщика проблемы минимальны.

Жалобы пока есть, и наибольшее количество претензий поступает при проведении открытых электронных аукционов, так как это самый прозрачный и конкурентный способ закупок.

Ведь чем прозрачней и конкурентоспособней процедура, тем больше у участника торгов возможностей что-либо обжаловать, повлиять на ситуацию и отстоять свою позицию.

Проблемой остается недоработанный закон о госзакупках, поправки к которому не принимаются уже два года. А ведь в этих поправках как раз указывается скорейший перевод всех видов госзакупок в электронный вид. О необходимости перевода закупок в электронный вид давно уже говорят и многочисленные эксперты, и руководство страны. Но лоббистские усилия заинтересованных сторон, видимо, пока сильнее.

— С какими трудностями сталкиваются предприниматели при работе с крупными заказчиками? И какие, наоборот, есть проблемы у клиентов с поставщиками из сектора МСБ?

— Основная проблема, которая затрагивает обе стороны, — это доступность финансовых ресурсов для малого бизнеса. Очень часто компаниям из числа субъектов МСП не хватает финансовых и технологических ресурсов для исполнения контрактов.

Большинство предпринимателей пытаются сначала выиграть аукцион, подписать контракт с заказчиком и только потом начинают в срочном порядке искать средства для исполнения этого контракта. Для государственных заказчиков, деятельность которых часто носит стратегический или социально значимый характер, любая задержка в сроках исполнения контракта влечет за собой серьезные риски.

Что касается малого и среднего бизнеса, то большинство предпринимателей жалуются на большой срок оплаты заказчиками исполненных контрактов. Хотя для субъектов МСП срок оплаты государственных контрактов уже ограничен 30 днями, а вот крупным компаниям повезло намного меньше — для них пока вообще нет никаких ограничений.

Крупные заказчики часто сетуют на сложность поисков необходимого для сотрудничества представителя малого бизнеса. Получается, что тендеры для малых и средних предприятий есть, а вот исполнителя непросто найти.

— А крупные заказчики как-то пытаются решить вопрос, заранее уведомляя бизнесменов о своих закупках?

— Для решения этой проблемы большинство крупных госкомпаний сейчас проводят различные специальные мероприятия и программы по привлечению к закупкам субъектов МСП. Но из-за того, что доступных финансовых ресурсов для исполнения контрактов часто нет, малый бизнес не идет участвовать в этих программах. Таким образом, все опять упирается в деньги.

Повышение доли закупок у малого бизнеса в значительной мере зависит не от желания или нежелания заказчиков, а от доступности кредитного финансирования для исполнителя.

— Если все упирается в деньги и банковское обеспечение, то как же маленькие компании находят способ принять участие в закупках?

— Чаще всего малый бизнес обращается за кредитами не в банки, а в микрофинансовые организации (МФО). Обусловлен такой выбор обычно тем, что скоринговая модель МФО гораздо мягче банковской, да и средства предоставляются быстрее. Вот только стоимость этих кредитных денег намного больше, чем в банковских организациях. И если банки изменят свою модель оценки кредитоспособности обращающихся к ним предпринимателей, то стоимость этого тендерного кредитования можно будет снизить в несколько раз и решить наболевший денежный вопрос.

Что касается банковских гарантий, то в их получении у предпринимателей сейчас каких-либо трудностей не возникает. Взаимодействие в этой части максимально оптимизировано и с точки зрения подачи заявки на получение гарантии, и с точки зрения принятия решений по их предоставлению.

— У вашей площадки есть какие-то программы поддержки малого и среднего бизнеса?

— У нас достаточно активная позиция по поддержке представителей малого бизнеса. Например, в мае 2016 года при участии Корпорации МСП был запущен проект информационной поддержки импортозамещения «Выбирай российское». В рамках этого проекта мы проводим очные экспресс-встречи, на которых работающие с нами поставщики, свыше 80% которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства, лично общаются с руководителями закупочных подразделений крупнейших госкомпаний, презентуют свою продукцию и затем получают заказы.

Тогда, в прошлую майскую программу, всего за четыре часа бизнес-сессии поставщики и заказчики провели 408 встреч — маловыполнимая задача, если бы предприниматели действовали самостоятельно.

— В каких сферах заказчики отдавали приоритет малым компаниям в 2016 году?

— В 2016 году наиболее популярными для собственников малых и средних компаний являлись закупки в сфере доставки товаров, работ и услуг, связанных с обслуживанием госучреждений: поставка и ремонт мебели, канцелярских товаров, компьютерной и прочей оргтехники. Также очень распространенным предметом закупок у компаний из числа субъектов МСП было проведение различных ремонтных и небольших строительно-монтажных работ.

— Наблюдается ли тенденция перехода закупок для МСБ от канцелярских принадлежностей к более серьезным поставкам?

— С появлением в нашей экономике режимов санкций и контрсанкций действительно стали заметны изменения в российском производственном секторе, в том числе в производстве инновационной продукции. В закупках (в основном — госкомпаний) действительно стало появляться больше позиций на поставку контрольно-измерительных приборов и метрологического оборудования, предметов для медико-биологических исследований, микросхем.

Можно сказать, что малый бизнес начал достойно конкурировать с большими компаниями в серьезных сферах, правда, не везде. Но первый шаг уже сделан

Однако важнейшим моментом, на который сейчас необходимо обратить внимание в вопросе инновационных закупок, является все же план закупок заказчиков. Сейчас по российскому законодательству, до того как заказчик начинает что-то закупать, он на год вперед составляет план закупок и размещает его в ЕИС (Единая информационная система — прим. ред.). И поставщики из числа малого и микробизнеса должны научиться разбираться с тем, что нужно заказчику, не в момент, когда закупка уже размещена, а задолго до этого.

— Наступил новый год. Если подвести итоги 2016 года, что можно сказать об увеличении количества закупок для представителей малого и среднего предпринимательства? Ожидать ли нам роста в 2017 году?

— Подводя итоги 2016 года, совершенно точно можно утверждать, что количество закупок у субъектов МСП увеличилось. Несмотря на весьма непростую финансово-экономическую ситуацию в стране, вследствие которой снизился как объем бюджетных ассигнований, так и общий объем проводимых закупок, число процедур и поставщиков, участвующих в закупках, увеличилось.

Если в 2015 году на Единой электронной торговой площадке заказчиками было проведено около 148 тыс. закупочных процедур у представителей малого и среднего бизнеса, то в 2016 году их количество составило уже более 172 тыс. И этот рост зафиксирован несмотря на озвученные трудности и барьеры. Что касается общего числа компаний, относящихся к малому и среднему предпринимательству, то на площадке сейчас зарегистрировано 186 тыс. таких предприятий, а в 2015 году их число составляло 133 тыс. компаний.

Думаю, что рост количества закупок у МСП, безусловно, сохранится. Поддержание и развитие этой тенденции является приоритетом для руководства страны.

Источник: http://tass.ru