У Евгения Кокшенева из Алданского района за плечами много лет работы в сфере дизайна. В 2004 году он решил стать предпринимателем и основать рекламно-производственную компанию «Спектр». В интервью Евгений рассказал о том, что необходимо для запуска бизнеса, а также поделился советами с начинающими предпринимателями.
— Расскажите о себе – чем Вы занимались до открытия бизнеса?
— Всю свою жизнь занимался художественным оформлением, интересовался дизайном. У меня есть профильное образование по специальности «Исполнитель художественно-оформительских работ». Сначала работал в качестве художника-оформителя в Центре детского творчества. Также трудился в отделе культуры Алданского района. В 1997 году решил уйти в сферу образования и стать преподавателем черчения, рисования. Так проработал учителем почти 15 лет. В 2000-х годах начал постепенно появляться спрос на оформительские услуги, многие стали обращаться ко мне со своими заказами.
— Расскажите подробнее о компании «Спектр» – какую продукцию изготавливаете? Сколько лет работаете?
— Предприятие было основано в 2004 году. Мы работаем в Алданском районе уже 18 лет, изготавливаем для клиентов наружную, интерьерную рекламу любой сложности. Наши специалисты разрабатывают для заказчиков уникальный дизайн и занимаются проектными работами. К нам могут прийти за полиграфическими услугами, выполнением широкоформатной печати, приобретением сувенирной продукции и т.д.
— Каков был стартовый капитал? Что необходимо для запуска бизнеса?
— Стартовый капитал составлял около 300 тысяч рублей. Это были накопленные средства на приобретение автомобиля, но я решил инвестировать все в бизнес. Прежде всего, необходимо приобрести оборудование и расходные материалы для запуска рекламно-производственной компании.
— С какими трудностями Вы столкнулись как начинающий предприниматель? И как их преодолевали?
— Испытывал некоторые трудности в закупке и доставки оборудования, расходных материалов. У нас город маленький, местных производителей в то время не было, поэтому нужно было все заказывать из центральных городов России. Также в 2000-х годах не так сильно была развита интернет-торговля, из-за чего приходилось вслепую по телефону выбирать товар. В начале довольно долго искал подходящее помещение, поскольку вид деятельности связан с производством, где есть определенные требования и нюансы. Мне хотелось подобрать оптимальное по размерам и деньгам место, чтобы можно было легко расположить все оборудование.
— Какие основные ошибки могут быть при запуске своего дела?
— Думаю, что это неверное определение своей целевой аудитории, прямое заимствование опыта из других регионов или крупных городов, поскольку нужно обязательно адаптировать бизнес-проект под запросы местного населения. Если заниматься узкой специализацией, то необходимо с самого начала приобрести оборудование и обладать уверенностью в том, что сможешь организовать конвейерный процесс производства. Кроме того, надо примерно рассчитать рентабельность своего предприятия, наладить каналы сбыта продукции. Советую всем начинающим бизнесменам производить предварительные расчеты по всем бизнес-процессам для того, что минимизировать риски.
— Какие решения принимаются Вами для того, чтобы вести свой бизнес в период санкций?
— Из-за санкционного давления появились сложности с поставкой материалов, повысились цены на некоторые позиции. В основном мы работаем с европейскими материалами, но сейчас выходим на сотрудничество с азиатскими компаниями, ищем альтернативу. Вместе с командой отслеживаем ситуацию на рынке, оцениваем качество продукта и подбираем для себя оптимальные варианты.
— Как осуществляете подбор сотрудников? Есть ли определенные критерии?
— Одно из самых важных качеств – это коммуникабельность. Потенциальный сотрудник должен чувствовать себя комфортно в коллективе, эффективно взаимодействовать с людьми, уметь работать в команде. Всегда выбираю общительных, дружелюбных и гибких работников, с которыми легко сотрудничать.
— Пользовались ли Вы мерами государственной поддержки? Если да, то какими?
— Периодически обращаюсь в Центр «Мой бизнес» за консультационными услугами, поскольку возникают различные вопросы в процессе ведения бизнеса. Благодаря помощи специалистов Центра многие нюансы проясняются, а также своевременно предоставляется информация по актуальным мерам государственной поддержки. Я принимал участие в различных мероприятиях Центра «Мой бизнес» и бизнес-инкубатора Алданского района в качестве участника, жюри и спикера, поэтому надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
— Кто помогает Вам вести бизнес?
— Моя супруга Ирина Андреевна поддерживает во всем, она тоже является предпринимателем. Ирина владеет магазином «Офис Принт» и занимается полиграфией, торговлей канцелярскими товарами. Мы работаем в одном направлении, поэтому у нас схожая клиентская база. В 2010 году вместе с супругой приняли участие в муниципальном конкурсе «Предприниматель года» и одержали победу. Надеюсь, что будем участвовать в других подобных мероприятиях.
— Как Вы думаете, в чем заключается секрет успешного бизнеса?
— Нужно любить то, что ты делаешь, работать с удовольствием либо ничего не выйдет. Успех также кроется в верных расчетах и анализе рынка, как я говорил ранее. Нужно уметь составлять грамотный бизнес-план, отслеживать ситуацию на рынке, просчитывать рентабельность своего дела. Если продумать все заранее и оценить риски проекта, то шансы на успешное ведение бизнеса, конечно же, увеличатся.
— Откуда берете мотивацию и энергию?
— Когда понимаешь, что твои услуги востребованы и продукция пользуется спросом, тогда и появляется мотивация на развитие бизнеса. Особенно воодушевляют отзывы клиентов, ведь одно доброе слово может здорово поднять настроение человека. Поддержка наших заказчиков, сотрудников и близких людей вдохновляет на достижение новых высот.
— Что пожелаете начинающим предпринимателям?
— Никогда не сдавайтесь и смело идите вперед! Если будете трудолюбивыми и целеустремленными, то достигнете любых целей, несмотря на трудности.
ГАУ РС(Я) «Центр «Мой бизнес»