14–15 декабря 2016 года на Ильинке, 6 пройдут очередные заседания совета, правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Совета руководителей торгово-промышленных палат. В повестке дня: экспортный потенциал и инвестиционная привлекательность регионов, развитие экспертной деятельности в ТПП РФ. Рабочую программу завершит торжественный прием, посвященный 25-летию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Накануне этих мероприятий, подводя итоги уходящего года, мы побеседовали с президентом ТПП России Сергеем Катыриным.
– Сергей Николаевич, как бы Вы оценили 2016 год для Торгово-промышленной палаты Российской Федерации? Каковы главные достижения?
– В этом году прошло очень значимое для всей системы событие – VII съезд ТПП РФ. На нем мы подвели итоги работы палат в 2011–2015 гг. и наметили новые направления нашей работы. Они зафиксированы в качестве нашего стратегического документа – Приоритетных направлений деятельности.
В 2016 году ТПП РФ вошла в состав созданных Экономического совета при Президенте Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. В рамках работы советов и других консультативных органов наши эксперты из торгово-промышленных палат и объединений предпринимателей разрабатывают предложения по развитию малого и среднего предпринимательства, поиску новых «точек роста».
На основании Плана законотворческой деятельности ТПП РФ осуществляла сопровождение в 2016 году более 100 законопроектов и подзаконных нормативно-правовых актов; экспертами подготовлено порядка 90 заключений по проектам законов и иных нормативно-правовых актов, пять собственных законопроектов.
В 2016 году Палата принимала участие в сопровождении проекта базового федерального закона «О государственном контроле и надзоре в Российской Федерации». Рассмотрено 8 версий законопроекта и многие важные, на наш взгляд, предложения были учтены. Так, было учтено наше замечание, касающееся необоснованного увеличения сроков проведения проверки с 20 до 60 дней, сокращен срок приостановления проверки в отношении субъектов малого предпринимательства с 10 до 5 рабочих дней; был существенно переработан раздел, касающийся форм и методов контроля. Кроме того, были исключены положения законопроекта о формировании реестров объектов государственного контроля (надзора), которые создавали риски бесконтрольного сбора информации о подконтрольных субъектах, исключены положения о возможности проведения проверки в отсутствие руководителя предприятия или уполномоченного им лица, а также неоднозначные положения, касающиеся проведения проверок в отношении саморегулируемых организаций.
В рамках упрощения возмещения НДС (этот вопрос выносился нами в числе многих других на пленарную дискуссию с участием президента страны в рамках VII съезда ТПП РФ) были внесены изменения в Налоговый кодекс, упрощающие порядок получения налогоплательщиками вычетов сумм налога на добавленную стоимость при экспорте несырьевых товаров. Теперь для экспортеров, реализующих товары за рубеж (кроме нефти, газа и других природных ископаемых), действует общий порядок получения вычетов по НДС. Реализация данной меры позволит налогоплательщикам, осуществляющим экспорт несырьевых товаров, получить возможность принимать к вычету суммы НДС, не дожидаясь окончания 3-месячного срока камеральной проверки и принятия указанных товаров на учет контрагентом, как это происходит сейчас.
Еще по одному проблемному вопросу, касающемуся слияния вузов (сейчас эти процессы, как известно, приостановлены), было принято постановление правительства, согласно которому в «ликвидационную» комиссию вуза теперь необходимо включать представителей работодателей и деловых объединений, что поможет учитывать мнение профессионального сообщества при принятии решений.
Ведется работа и в рамках выставочно-ярмарочного законодательства. Вопрос о повышении качества регулирования в этой отрасли также ставился нами на VII съезде Палаты. Собранные нами предложения от порядка 500 организаций и компаний были обобщены, сформированы в виде основных положений концепции федерального закона и направлены в Минпромторг России.
Получил развитие и наш проект «Электронная ТПП», в частности, мы продолжаем развивать направление, связанное с переводом услуг Палаты в электронный вид. Так, зайдя сегодня на сайт http://uslugi.tpprf.ru, предприниматель из любой точки страны может получить услугу или консультацию в любом субъекте Российской Федерации, выбрав соответствующую территориальную ТПП.
В этом году совместно с Российским экспортным центром (РЭЦ) мы начали активную работу по поддержке наших экспортеров. Ряд территориальных ТПП создали самостоятельные структуры по поддержке экспорта, а в этом году мы стали объединять наши усилия с РЭЦ, и уже есть ряд примеров успешного сотрудничества в регионах.
– 2016-й год выдался урожайным на изменения в той сфере нормативно-правового поля, которая касается предпринимательства, немало сделано и в области поддержки предпринимателей. Многие инициативы, принимаемые на федеральном уровне, шли от представителей Палаты, лоббирующей интересы российского бизнеса. На чем сейчас настаивают представители делового сообщества, каких инициатив ожидать в ближайшем будущем?
– Основные вопросы, которые волнуют бизнес – это сохраняющаяся высокая стоимость кредитов, качество подготовки кадров, контрольно-надзорная деятельность, налоговая и неналоговая нагрузка, недостаток информации об имеющихся мерах поддержки со стороны государства.
Предстоит большая и серьезная работа в рамках совершенствования контрольно-надзорной деятельности, которая, несмотря на принимаемые меры, остается одним из основных барьеров на пути развития предпринимательства.
К сожалению, стереотип «презумпции вины бизнеса» никуда не делся, сохраняется широкая практика решения хозяйственных споров путем уголовного преследования, а давление со стороны проверяющих органов растет. По данным статистики, за 2015 год органами прокуратуры отменено более 2200 незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел по преступлениям экономической направленности, пресечено почти 500 нарушений при проведении гласных оперативных мероприятий в отношении субъектов предпринимательства.
Волнуют бизнес и долгосрочные меры, такие как экономическая политика государства, ее предсказуемость и ориентация на развитие предпринимательской инициативы, реализация закона о стратегическом планировании, улучшение инвестиционного климата, появление длинных «дешевых» денег (пока ставка ЦБ, несмотря на небольшое снижение, остается запретительной, и получить поддержку можно только через такие институты, как ФРП или Корпорация МСП). Конечно, Палата будет предлагать свои меры по решению этих проблем или смягчению последствий тех или иных решений.
Важный аспект становления малого и среднего бизнеса, как одного из источников экономического роста России, касается экспортного потенциала данной части хозяйствующих субъектов. К сожалению, наши малые и средние компании пока еще не экспортируют свои товары и услуги в таком же объеме, как, например, предприятия Европейского союза, где около 33 % малого и среднего бизнеса ведут экспортную деятельность. В России экспортной деятельностью занимается всего около 0,3 % субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом объем в денежном выражении составляет порядка 6 % от общего объема российского экспорта.
По данным исследования ТПП России, среди основных барьеров, затрудняющих выход на внешние рынки, – нестабильная экономическая ситуация, недостаток финансовых средств, трудности юридического сопровождения и поиска покупателей. Потому и наиболее востребованными направлениями работы, услугами в рамках поддержки экспорта являются льготное кредитование, помощь в поиске партнеров и экспортные гарантии.
Одним из наиболее эффективных инструментов поддержки малых и средних компаний, по мнению экспертов ТПП России, является рынок государственных и муниципальных закупок, а также закупок отдельных видов юридических лиц. В 2015 году данный рынок составил свыше 25 трлн рублей. Несмотря на то, что значительная часть предложений, внесенных предпринимательским сообществом в закон о контрактной системе, была учтена, по-прежнему остается ряд вопросов. По нашим оценкам, лишь пятая часть предпринимателей планирует принимать участие в торгах, в то время как 43% не намерены бороться за государственный заказ. Среди основных причин столь пессимистичного отношения к процедуре государственного заказа чаще всего фигурируют «имитация самой процедуры, доступ “только для своих”», «сложные процедуры подачи заявок» и «непрозрачность торгов».
На решение этих и многих других проблем будет нацелена работа ТПП России в ближайшем будущем.
– Как Вы можете охарактеризовать работу ДС ШОС и БРИКС в этом году? Какие инициативы сотрудничества могут быть предложены в рамках ЕАЭС?
– Что касается работы в рамках БРИКС, то я прежде всего отмечу очень высокий уровень работы наших индийских коллег, проведших в этом году саммит БРИКС и Деловой совет БРИКС. Важным, на наш взгляд, является ряд аспектов. Во-первых, это преемственность работы: все наши наработки индийские коллеги продолжили развивать в рамках своего председательства, а также привнесли ряд новых инициатив, в частности проведение выставки в рамках саммита БРИКС.
Отмечу, что в 2016 году особо была заметна активизация партнерских отношений с Индией по различным направлениям, в частности в рамках расширения сотрудничества на региональном уровне. Индия стала страной-партнером международной промышленной выставки «Иннопром», ключевыми темами которой были: торговля, IT и международное сотрудничество.
Во-вторых, в рамках работы делового совета был выдвинут ряд важнейших инициатив, среди которых: создание рейтингового агентства БРИКС, стимулирование взаиморасчетов в национальных валютах и сотрудничество с новым банком БРИКС.
В течение 2016 года Банком БРИКС была одобрена первая группа проектов из сферы возобновляемой энергетики на общую сумму финансирования 911 млн долларов. Реализация этих пяти проектов позволит генерировать 1250 МВт возобновляемой энергии и сократит выбросы CO2 на 3,2 млн т/год. В июле Банк развития БРИКС одобрил первый проект на территории России – строительство малых гидроэлектростанций в Карелии.
Ведется работа по облегчению визового режима для бизнесменов из стран БРИКС. Идет работа по созданию общих правил для взаимодействия бизнеса и устранения административных барьеров. Кроме того, БРИКС развивается не только на межстрановом, но и на межрегиональном уровне, а мероприятия в рамках БРИКС проходят на полях Санкт-Петербургского экономического форума, а также в регионах.
В России уже сформировалось несколько региональных конгрессных площадок, работа которых направлена на выстраивание эффективного сотрудничества со странами БРИКС именно на уровне регионов. Это ежегодный IT-форум в Ханты-Мансийске, Форум малого и среднего бизнеса регионов стран – участниц ШОС и БРИКС. Увеличивается и доля продукции с высокой добавленной стоимостью в российском экспорте в страны БРИКС.
Сотрудничество между странами пятерки активно развивается, в частности, в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, инфраструктуры, в области информационных и компьютерных технологий. В рамках двусторонних отношений тоже наметились интересные тренды: например, Индия выразила желание присоединиться к ЗСТ с ЕАЭС.
Что касается некоторых итогов в рамках работы Делового совета ШОС, то нам удалось прежде всего наладить информационную составляющую, определить проблемы, мешающие предпринимателям наших стран, и передать это в межправкомиссии и международные организации.
Также в рамках делового совета ШОС теперь будет вестись поддержка и информационное обеспечение сферы повышения квалификации в различных отраслях экономики в странах ШОС. Как и в случае с БРИКС, нас пока еще ограничивают всевозможные барьеры – правовые, административные, технические. Сегодня мы ведем работу по гармонизации нормативно-правовой базы для упрощения движения капитала, товаров, услуг и трудовых ресурсов. Кроме того, как в рамках ШОС, так и БРИКС большой потенциал имеет развитие выставочно-ярмарочной деятельности как важного маркетингового инструмента для продвижения интересов наших стран.
Что касается ЕАЭС, то здесь упомяну предложенный ТПП РФ проект по разработке дорожной карты «Инвестиционное сотрудничество стран Евразийского экономического союза до 2030 года». Планируется реализовать пилотный проект с участием трех регионов трех стран ЕАЭС – Костромской области (Россия), Гродненской области (Белоруссия) и Кызылординской области (Казахстан) по созданию системы автоматизированного контроля транспортных средств. На этот проект выделено свыше 5 млрд рублей инвестиций. В рамках развития сотрудничества наших партнеров по ЕАЭС мы предложили создать группу по развитию государственно-частного партнерства.
Заканчивается работа по линии согласования Таможенного кодекса ЕАЭС, это значимый инструмент облегчения нашего сотрудничества, который, возможно, заработает уже в 2017 году. Отмечу, что в разработке кодекса принимало участие бизнес-сообщество России и было учтено значимое количество поправок, поступивших по линии бизнеса.
Источник: http://tpp-inform.ru/