Новости
Двуличное пространство: как интернет-коммуникации мешают и в чем помогают обществу
11 мая 2023

Интернет-технологии приобретают все большую социальную значимость и воздействие на жизнь людей. Вместе с тем растут масштаб и опасность рисков для общества — от опасности попасть на крючок к рекомендательным алгоритмам до зависимости от видеоигр. К таким выводам пришли эксперты «Ростелекома» и АНО «Институт развития интернета» (ИРИ). Forbes ознакомился с исследованием и рассказывает о том, почему регулирование цифровых креативных индустрий усиливается, как в России на этот процесс накладываются последствия геополитических потрясений и что ждет отрасль

Мы знаем, что тебе нужно

В исследовании «Ростелекома» и ИРИ авторы обращают внимание на ряд направлений, которые входят в понятие «коммуникационных технологий». Среди них — поиск и рекомендательные алгоритмы, онлайн-видео, игры, дипфейки и технологии их распознавания, дополненная и виртуальная реальность (AR и VR).

По наблюдениям экспертов, рекомендательные технологии прочно вошли в жизнь пользователей, активно вмешиваясь и решая за них, какой фильм смотреть или в каком магазине купить тот или иной товар. Такое манипулирование выдачей информации, в том числе искажение результатов ранжирования, обеспокоило депутатов Госдумы: они подготовили законопроект, согласно которому платформы будут обязаны обеспечить для пользователя возможность отключения алгоритмов, которые формируют его ленту из специально подобранного контента. Бизнес, впрочем, не поддержал инициативу, которая сейчас «прорабатывается с учетом его позиций», указывают эксперты.

За рубежом подобная ситуация с алгоритмами тоже тревожит многих. На то, что чересчур вольно обращаться с рекомендациями может и YouTube, указывали в сентябре 2022-го в Mozilla, где проанализировали алгоритмы видеохостинга: по их оценке, в YouTube рекомендательные алгоритмы определяют до 70% контента, который попадает на глаза зрителю. Отдельно эксперты отмечают рост спроса на специалистов, занимающихся созданием и продвижением поисково-рекомендательных сервисов, что также «подтверждает значимость этой сферы в экономике и обществе».

Новые медиа

Усиливается роль соцсетей и мессенджеров как новых медиа, откуда все больше россиян узнают новости. По данным опроса ВЦИОМ, в сентябре 2021 года так делали уже 42% россиян. Падает значение телевидения и других медианосителей: в качестве основного информационного ресурса интернетом активно пользовалась уже почти треть россиян — 29% (против 13% в 2018 году). Более того, идет «огосударствление» соцсетей и мессенджеров: речь о растущем к ним внимании властей с точки зрения как нормативного регулирования, так и наделения их государственными и социально значимыми функциями.

Отдельно эксперты упоминают ограничение работы зарубежных соцсетей. Заблокированные Facebook и Instagram (принадлежат Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) в итоге потеряли большую часть аудитории. В то же время санкции привели к резкому снижению поставок в Россию зарубежного профессионального видеоконтента. Игроки рынка констатируют: сейчас ведется борьба за авторов контента, которые уходят с иностранных площадок. «Авторы — это новая нефть. Все пытаются перетащить их к себе на площадки», — отмечается в исследовании.

Важнейшее из искусств

Значительно изменился ландшафт и на рынке интернет-видео в России. К концу 2022 года почти половина городского населения (46%) имела подписку на онлайн-кинотеатры. Однако с марта 2022 года зарубежные компании сократили свою деятельность на российском рынке из-за санкций, отключения платежных систем или по собственной инициативе. С российского рынка ушел Netflix, YouTube ограничил монетизацию рекламы для контент-мейкеров, Twitch приостановил выплаты российским стримерам. Ушли и другие крупные иностранные онлайн-кинотеатры — Megogo, Apple TV+, Amazon Prime. В августе 2022 года из библиотек российских онлайн-кинотеатров в связи с отзывом лицензий зарубежных правообладателей или непродлением лицензионных договоров начали пропадать зарубежные фильмы и сериалы.

На место исчезнувшего контента пришли фильмы и сериалы из Турции, Южной Кореи, Китая. Также увеличилось число фильмов, выпускаемых при поддержке российских платформ, например, онлайн-кинотеатров Wink, Premier и Start. «Уход правообладателей негативно сказывается на отрасли. Требуется быстрое и качественное замещение контента российскими продуктами, иначе растет популярность нелицензионного пиратского контента, — делают вывод эксперты. — Последствиями санкционной политики в отношении России стали также уход ряда нишевых телеканалов, которые онлайн-кинотеатры и другие сервисы активно заменяют альтернативными каналами». Кроме того, угадать, какой контент нужен пользователям, сейчас, по их мнению, непросто: «Люди находятся в стрессе, и сложно угадать: нужен успокаивающий контент или, наоборот, стресс снимается просмотром триллеров, боевиков. Сложно поймать баланс спроса».

Из точки А в точку Б

Ограничения работы зарубежных компаний в России и трудности с ввозом иностранного оборудования заставляют пересмотреть сценарии развития такого важного инфраструктурного сегмента, как CDN (Content Delivery Network — сетевая инфраструктура быстрой доставки контента до пользователя). К 2020 году объем российского рынка достигал 1,36 млрд рублей против 1,07 млрд рублей годом ранее, но теперь аналитики прогнозируют замедление роста.

Один из ключевых факторов — уход иностранных CDN. Так, в мае 2022 года Google уведомила нескольких российских провайдеров о расторжении договоров на обслуживание серверов Google Global Cache, которые используются для ускорения загрузки сервисов Google, в том числе контента YouTube. В сентябре 2022 года Microsoft и Netflix также убрали свои CDN-серверы c московской точки обмена трафиком MSK-IX. К прекращению работы зарубежных игроков добавляется фактор внутренний — развитие CDN от VK. К октябрю 2021 года компания уже построила одну из крупнейших CDN, увеличив скорость потребления видеоконтента в среднем в полтора раза, и, похоже, намерена делать упор на развитие этого направления.

Кроме того, с введением санкций российский рынок покинуло и значительное число компаний-потребителей услуг CDN, и помимо нехватки оборудования, рынок сталкивается и с дефицитом IT-специалистов, отмечают авторы исследования.

Игры стоят свеч

За два минувших года государство четко продемонстрировало, что делает большую ставку на развитие компьютерных игр, поддерживая и финансируя их разработку. Такое внимание совсем не случайно: аналитический центр НАФИ на апрель 2022 года оценивал количество российских геймеров в 60% от общего числа россиян, а, по данным Mediascope на май 2022 года, в те или иные игры хотя бы иногда играют почти 70% россиян в возрасте 12-64 лет. Поэтому, к примеру, ИРИ на ПМЭФ-2022 объявил о планах инвестировать не менее 1 млрд рублей в развитие компьютерных игр, а идею улучшения своего имиджа с помощью компьютерных игр в июне 2022 года рассматривала и Росгвардия. В апреле 2022 года на фоне ограничения возможностей российских пользователей на зарубежных игровых площадках (Steam, PS Store и т.д.) VK запустила игровой сервис VK Play. К ноябрю 2022 года на площадке было зарегистрировано 7 млн аккаунтов.

До недавнего времени российская игровая индустрия переживала небывалый подъем: в 2021 году объем российского геймдев-рынка достиг 177,4 млрд рублей, оценивала My.Games. Однако внешнеполитические обстоятельства сделали 2022 год непростым и для этой сферы, следует из отчета. «Российские разработчики и потребители игровых продуктов утратили доступ ко многим гейминговым и геймдевресурсам. Ушли из России или ограничили свою деятельность многие иностранные сервисы для разработки компьютерных игр (Autodesk, Adobe, Maxon, CGTrader, Unity и др.). Осложнения для развития отрасли связаны и с уходом других смежных IT-компаний, например, предоставляющих услуги CDN и дата-центров, — перечисляют аналитики. — Кроме того, значительный ущерб рынку наносит ограничение финансовых операций, то есть покупки игр физлицами».

Вдобавок платежные шлюзы Apple и Google, через которые игроки платили за мобильные игры, больше не принимают российские карты. Та же ситуация с консольным (PlayStation, Xbox) и компьютерным (Steam, Epic Games Store, GOG) рынками. Это ведет не только к поиску «серых» путей приобретения контента, но и возрождению пиратства — скачивания игр без покупки из различных источников в сети. При этом полноценной замены зарубежных игровых площадок в России нет, резюмируют эксперты.

Новая реальность

Главные вопросы в сегменте виртуальной и дополненной реальности, которые рассматривают авторы отчета, касаются развития феномена метавселенных, под которыми понимают как полноценные виртуальные миры, так и технические решения для VR и AR.

Эксперты обращают особое внимание на связанные с метавселенными риски, ссылаясь на исследование Научно-технического центра ФГУП «ГРЧЦ». Согласно его выводам, пользователи стремятся перенести в виртуальный мир свои ценности, этику и реальную идентичность, что влияет на физический мир и может иметь реальные негативные последствия. Кроме того, метавселенные способны собирать огромное количество персональных данных в рекордные сроки — к такому выводу пришли специалисты Мюнхенского технического университета и Калифорнийского университета в Беркли.

Чего ждать

Среди трендов, которые будут самыми заметными, эксперты «Ростелекома» и ИРИ выделяют, например, стремление пользователей все больше контролировать свои данные, и это приведет к повышению прозрачности деятельности технологических компаний. Также будет развиваться сквозная идентификация — единая защищенная учетная запись для доступа к различным независимым сервисам. Это подтолкнет к дальнейшему регулированию вопросов работы с персональными данными (в том числе биометрическими). Продолжит расти стоимость цифровых следов людей и бизнеса и других данных: умение фиксировать и использовать данные о взаимодействии пользователей и бизнеса, человека и государства, но без нарушения базовых прав и свобод человека может стать «прорывом и серьезным конкурентным преимуществом на международном уровне», считают авторы отчета.

В соцсетях и мессенджерах рост аудитории на отечественных площадках будет способствовать созданию новых форматов контента (развитие UGC, видеоформатов, стримингов) и развитию социальной коммерции. Растет и внимание пользователей к вопросам сбора и использования их данных, информационной безопасности. При этом нехватка собственных серверных мощностей и оборудования, отсутствие технологий обработки видео в приложениях и др. негативно скажется на развитии отрасли.

В видеосервисах большинство респондентов указывают на неутешительный тренд: «Сокращение аудитории пользователей, предпочитающих смотреть лицензионный контент, увеличение объемов пиратского контента. Платные российские видеосервисы из-за ухода голливудских студий, ухудшения качества профессионального контента и роста цен ожидает стагнация». Что до гейминга, то, по наблюдениям авторов отчета, ждущих появления новых участников на рынке, индустрия перестает быть отвлеченной от интересов большинства пользователей площадкой и сливается с повседневной деятельностью, заметен тренд на усиление регулирования без заметных мер поддержки отрасли.