Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, который легализует в России деятельность по добыче криптовалют. Документ был инициирован группой депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по финрынку Анатолием Аксаковым.
Документ был внесен в Госдуму еще в ноябре 2022 года, в апреле 2024 года в нижнюю палату была внесена его доработанная версия.
Требования к деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула, а также к лицу, организующему его деятельность, будет устанавливать правительство РФ по согласованию с Банком России. Контролировать исполнение этих требований будет Минцифры.
Право осуществлять майнинг получат только российские юрлица и индивидуальные предприниматели, включенные в соответствующий реестр. Физлица, которые не превышают установленные правительством РФ лимиты энергопотребления, получат право на майнинг цифровой валюты без включения в реестр.
Меры по контролю за оборотом цифровой валюты
Предусматривается несколько мер по контролю за оборотом цифровой валюты, в том числе для исключения возможности ее использования для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, или иного уголовно наказуемого деяния.
Лица, осуществляющие майнинг цифровой валюты, будут обязаны предоставлять в уполномоченный правительством орган информацию о получении цифровой валюты в результате майнинга, об адресах-идентификаторах.
Росфинмониторинг будет вести перечень адресов-идентификаторов, в отношении которых есть основания полагать, что операции по ним проводились для отмывания доходов или финансирования терроризма.
Обращение цифровой валюты в РФ
В редакции, принятой в первом чтении, законопроект запрещал организацию обращения в России валюты, полученной в результате майнинга. Во втором чтении эта норма была изменена: согласно документу, иностранные цифровые финансовые активы (ЦФА) смогут торговаться на российских блокчейн-площадках, при этом ЦБ будет вправе вводить запрет на размещение отдельных выпусков, если он определит в этом угрозу финансовой стабильности РФ.
«Иностранные цифровые права допускаются к обращению в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом в качестве цифровых финансовых активов, в том числе цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, при условии квалификации иностранных цифровых прав в таком качестве оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, в случае соответствия иностранных цифровых прав требованиям части 2 или 6 статьи 1 настоящего Федерального закона», — говорится в тексте поправок.
При этом, согласно поправкам, Банк России «в целях обеспечения стабильности финансового рынка или в случае наличия угрозы правам и законным интересам инвесторов» вправе установить запрет на квалификацию отдельных иностранных цифровых прав в качестве цифровых прав. Банк России также получит право установить дополнительные требования к иностранным цифровым правам, которые могут быть квалифицированы в качестве цифровых прав.