Предприниматель Афанасий Алексеев — третий человек в республике, удостоившийся высокой награды Русской православной церкви за выдающиеся заслуги в попечении больных детей. На днях в Москве ему вручили орден святого Благоверного царевича Дмитрия Московского и Угличского чудотворца. Свою награду он посвятил матери.
— Любая премия — признание. Это оценка вашего труда, и благотворительная деятельность — не исключение. Что вы испытали, когда узнали о награде?
— Конечно, прежде всего удовлетворение, радость. Вы правильно сказали, что это оценка труда. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл придает огромное значение награде, поэтому кандидатуры всех претендентов рассматривает лично. Свою награду я посвятил матери, это результат ее труда. Я ей так и сказал: «Мама, это твоя награда, не моя! Ведь именно ты воспитала меня таким».
Кстати, проверяли претендентов полгода, так что все очень серьезно.
— А кто вас выдвинул?
— Свыше пятнадцати лет я сотрудничаю с фондом «Дети Саха — Азия», они и предложили мою кандидатуру. 14 октября в Колонном зале Дома союзов состоялся Международный съезд волонтеров детства, приуроченный к 30‑летию со дня основания Российского детского фонда. Вот там мне и вручили орден Дмитрия чудотворца.
— Сам патриарх Кирилл?
— К сожалению, его не было. Нас поздравил бессменный председатель фонда, известный писатель, академик РАН Альберт Лиханов.
Орденом наградили семерых меценатов из разных регионов России. Это были руководители крупных предприятий, директора заводов, известные меценаты, тем значима для меня награда.
— У каждого своя история, когда человек приходит к пониманию, что нужно творить добро. Как давно вы занимаетесь благотворительностью и почему именно дети?
У нас и отец Павел Афанасьевич был человеком, всегда готовым помочь людям. Он в свое время был управляющим в селе Покровка, работал экономистом в совхозе села Тойбохой, был и заместителем председателя Сунтарского райпотребсоюза. Словом, настоящий коммунист, он работал там, куда направляла партия. Отец был очень справедливым, мужественным и добрым человеком. К сожалению, рано ушел из жизни.
Вот и я стараюсь помогать по мере возможности всем, не только детям.. С начала двухтысячных поддерживаю республиканский детский турнир по боксу на призы фонда «Дети Саха –Азия». Без ложной скромности отмечу, что многие известные спортсмены, например, как и наш олимпиец, чемпион Европы по боксу Василий Егоров, признавались, что ждали эти соревнования, потому что выставленные мною призы всегда были хорошими. А один из чемпионов вспоминал, как принес домой приз — микроволновую печь, а это было лет десять тому назад, и его мама радовалась, мол, за такие подарки и она готова выйти на ринг! Чем не отличная мотивация?
«У нас многонациональный коллектив, я ценю каждого из них за честность, порядочность и трудолюбие. К нам невозможно попасть по знакомству, я не делаю скидок на родственные связи, для меня главное — отношение человека к своему труду»
На протяжении пяти лет участвую в новогодней акции «Подари волшебство». Мы раздаем подарки детям из малообеспеченных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Считаю несправедливым, когда малыши страдают, они не виноваты в том, что происходит в их семьях. В прошлом году таким образом вручил 200 наборов.
Кроме того, восемь лет подряд являюсь генеральным спонсором музыкального конкурса «Этигэн Хомус», могу сказать, что внес скромный вклад в развитие якутской эстрады.
Кстати, недавно в центре города появился чудесный памятник собаки с копилкой. Там тоже есть мой вклад.
— Для чего вы это делаете?
— Каждый день мы куда-то спешим, что-то делаем, и порою нам некогда оглянуться на свою жизнь. Ради чего мы живем, кому все это надо? А может просто остановиться и сделать добро близким, друзьям, просто знакомым, людям, нуждающимся в поддержке или твоей помощи? Это ведь несложно…
Афанасий действительно помогает многим. Кстати, он скромно умолчал, что на установку памятника бездомным собакам выделил 50 тысяч рублей. Как потом я узнала из просторов Интернета, его пожертвование было самым весомым. К нему часто обращаются незнакомые люди, и он готов оказать поддержку. Так, например, выделил запчасти для социального такси, возящего инвалидов, недавно перечислил немаленькую сумму многодетной семье, благодаря которой пятеро детей полностью подготовились к школе. Кому-то меценат помог выехать на операцию, второму на спортивный турнир, третьему — на благое дело.
«>Предприниматель вырос в Сунтаре, но в последнее время часто ездит на родину отца, в село Оннес Амгинского улуса.
— Ищете свои истоки?
— Мой дед был уважаемым человеком, председателем колхоза «Пушкин». Старики и по сей день вспоминают его добрым словом. В тяжелые военные годы ни один житель села не умер от голода. А все благодаря умному руководству моего деда Афанасия Павловича Алексеева.
Два года назад, когда по республике прокатилась волна крупных пожаров, я установил противопожарные датчики в каждом доме села Оннес, сейчас его жители защищены от возгораний, помог и с уличным светодиодным освещением. Тянет меня на родину отца, хоть и вырос в Сунтаре.
На данное время моя мечта, чтобы в селе построили новый детский сад. Неоднократно выделял деньги на ремонт старого здания, но его уже признали аварийным. Сейчас дети разбросаны по трем объектам.
Конечно, все упирается в финансирование, денег, как всегда, нет. Но если мы хотим, чтобы село возрождалось, а молодые оставались там жить и трудиться, то нужно им создавать условия для проживания.
— История с филиппинкой Ракель, больше похожая на остросюжетный детектив, запомнилась якутянам. Так же, как и ваше личное участие в ее судьбе. Как она сейчас живет?
— Слава Богу, с ней все в порядке. После всех передряг я ей купил билеты и отправил домой. Чего уж скрывать, многое пришлось пережить бедняжке. В итоге наша семья потратила на ее лечение, операцию, реабилитацию, услуги адвокатов больше 600 тысяч рублей.
Мы и потом помогали ей, когда она вернулась на родину. У семьи была очень тяжелая финансовая ситуация: муж слег с инфарктом, десятилетнего сына хотели выгнать из школы за неуплату, они даже голодали, ведь работать было некому.
При всем при этом даже после всего случившегося с ней здесь она вспоминает Якутию добрыми словами.
— Почему она обратилась за помощью именно к вам?
— Мы иногда пользовались услугами клининговой компании «Чистый дом». К Ракели долго присматривались. Она нам понравилась: чистоплотная, аккуратная, порядочная. У нас сложились доверительные отношения, мы даже могли оставить на нее дом. После трагедии ей не к кому было обратиться, и тот факт, что девушка пришла именно к нам, тоже о чем-то говорит.
— История завершилась?
— Наши тянут со следствием. Для таких, как Левадные, закон не писан. Это неправильно: законопослушных предпринимателей могут замучить всевозможными проверками, а вот таких нечестных людей почему-то не трогают.
— Вспомните, пожалуйста, самые яркие моменты детства.
— Да я обычным пацаном был, тихим, трудолюбивым, а в учебе — твердым середняком. У меня было всего две пятерки — по труду и физкультуре.
Обычно мы с нетерпением ждали воскресенья. Мама с утра стряпала пирожки, оладьи, а вечером на выбеленной стене печки, которая служила нам экраном, крутила нам диафильмы. Мы с замиранием в сердце слушали неторопливый голос матери и уносились в эти дивные истории.
«Как-то с женой спасли в буквальном смысле слова девчонку. Она стояла на обочине и, проезжая мимо, я успел перехватить ее отчаявшийся взгляд, увидеть заплаканные глаза. Сразу развернул машину».
Помню, как всей семьей мы пошли покупать наш первый телевизор. Родители долго копили деньги, и, наконец, настал тот самый час Х. Взяли самые большие салазки и пошли. Какое счастье было тащить огромную коробку! Эту радость помню до сих пор, в ту пору я учился в третьем классе.
Очень ждали Новый год. Мама шила нам мешочки для подарков, а мы сами расписывали их. И непременно писали свои имена, чтобы не дай бог Дедушка Мороз не перепутал мешочки.
Вот это чувство единения, близкого родного плеча всегда рядом со мной. Наверное, поэтому я никогда не пройду мимо чужой боли.
Как-то с женой спасли в буквальном смысле слова девчонку, приехавшую из улуса и заплутавшую в городе. Стояла декабрьская стужа, на улице давно уже стемнело, и девочка сильно замерзла, к тому же она совсем не ориентировалась в городе. Ее вроде бы обещали забрать на машине, но почему-то так никто и не приехал.
Видимо, долго она стояла на набережной, напротив Дома Арчы, но никто не остановился и не помог ей. Бедняжка, она сильно замерзла и даже не могла говорить, дрожала от холода. Проезжая мимо, я успел перехватить ее отчаявшийся взгляд, увидеть ее заплаканные глаза. Сразу развернул машину. Потом мы долго плутали в районе Сайсар, чтобы найти дом, где она остановилась.
— Как вы стали предпринимателем?
— Все началось в 90‑х. Первый капитал скопил на строительстве домов, гаражей и дач. С восхищением смотрел вслед иномаркам и мечтал, что когда-нибудь у меня тоже будет такая красавица.
Через два года мечта сбылась! Правда, быстро ее продал и начал заниматься перегоном машин, а после двухсотой сбился со счета. В то время практически жил на колесах. Цены не завышал, так что продавал в тот же день и опять оказывался в кресле самолета.
«Начал с перегона машин, а после двухсотой сбился со счета. В то время практически жил на колесах».
Постепенно понял, что машинам нужны запчасти. Сейчас мои магазины — одни из самых крупных по продажам автозапчастей.
Трудности меня только закаляют, всего того, что у меня есть в жизни, я добился долгим, кропотливым трудом.
Слушая Афанасия, я удивлялась, как он успевает управлять крупным бизнесом, помогать людям. Так оказалось, он еще занимается общественной работой. Афанасий Павлович — сопредседатель регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России». Они защищают предпринимателей, оказывают помощь в привлечении финансирования и развития бизнеса, в формировании благоприятной бизнес-среды. В этом направлении тоже много работы. По его словам, указы указами, а легче не становится.
— О чем мечтаете?
— Сейчас трудно всем, тяжело удержаться на плаву. Одних магазинов запчастей у нас свыше двухсот. Но мы держимся. Я в ответе не только за свою семью, но и семьи моих работников. А их у меня свыше сорока человек. У нас многонациональный коллектив, я ценю каждого из них за честность, порядочность и трудолюбие. К нам невозможно попасть по знакомству, я не делаю скидок на родственные связи, для меня главное — отношение человека к своему труду. Вот с такими мне по пути.
— Расскажите о своей семье.
— Жена Татьяна, родом из Намцев, всегда и во всем поддерживает меня. Дочь Айта нынче заканчивает школу, год исполнилось долгожданному сыну Афанасию. Я назвал его своим именем, которым меня в свою очередь нарекли в честь деда. Хочу, чтобы и сын стал ответственным, сильным, независимым, справедливым человеком, творящим добро. Имя предков таит в себе большую силу, оно поможет ему в жизни. У детей разница в шестнадцать лет, поэтому никакой ревности не было. Айта обожает брата, как, впрочем, и мы. День начинается с его улыбки.
Дочка пока в раздумьях, куда пойти учиться. Ничего ей не навязываю. Считаю, что человек должен сам выбрать свой путь и найти место в жизни.
— Есть у вас люди, на которых равняетесь?
— Восхищаюсь якутскими меценатами, жившими до революции. Особенно впечатляет жизнь и деятельность купца и просветителя Семена Барашкова из Хангаласского улуса. Он был одним из первых якутов, понявшим роль технического прогресса. Первым провел электричество у себя в селе, приобретя паровой генератор. У него и водяная мельница была, и пилорама, он построил больницу на свои средства, школу для детей округа. Вот такие замечательные люди несли свет просветительства в массы. Они пример для меня.
— Хобби, увлечения…
— Я не любитель охоты, жалко животных. Хотя иногда могу пострелять уток. С женой любим бывать на природе, собирать ягоды, грибы, ловить рыбу на спиннинг. Так что запасы в холодильнике есть всегда.
Не хожу по ресторанам и клубам, предпочитая тихий семейный отдых. Не курю, не употребляю алкоголь. Честно говоря, и времени на это не хватает.
В подростковые годы занимался лыжными гонками, четыре года подряд был чемпионом школы. Принимал участие в соревнованиях по гиревому спорту, хотя серьезно этим не занимался. Были неплохие результаты.
Всей семьей любим путешествовать, особенно по азиатским странам — Корее, Японии, Китаю.
— Не хотели бы жить за границей?
— Жизнь там, конечно, красивая, люди доброжелательные. Мечтаю, что когда-нибудь и наша страна будет процветать, а люди чаще улыбаться. Но моя родина здесь. Выходя из самолета, я всегда с упоением вдыхаю полной грудью наш северный воздух — такой вкусный, чистый — и наполняюсь счастьем. Я дома!
— Будете носить свой орден?
— Орден с камнями, тяжелый, массивный. Не люблю носить медали, но когда-нибудь обязательно надену.
Источник: ЯСИА