Соцсети стали полноценной площадкой продвижения для малого бизнеса. Они позволяют рассказывать о своих товарах и услугах и прокачивать личный бренд, информировать о новинках и акциях. Когда речь идет о продвижении собственных товаров, услуг, проектов или ресурсов через свои соцсети и сайты, применяется термин «самореклама». Правда, в законе нет такого, и с юридической точки зрения это может считаться просто рекламой. То есть, если она попадает под определенные критерии, то должна быть промаркирована.
С 1 сентября 2023 года правила размещения информации о своем бизнесе в Сети изменились, т.к. вступил в силу новый закон о маркировке рекламы в интернете. С учетом этого обычные посты или сториз о запусках курсов, распродажах, публикации о собственных товарах могут быть признаны рекламой
Закон «О рекламе» в настоящее время требует:
· Маркировать всю интернет-рекламу
· Использовать ЕРИР (Единый реестр интернет-рекламы)
· Получать и указывать буквенно-цифровой токен (erid)
· Делать пометку «Реклама» и ссылаться рекламодателя (интернет-страницу с информацией о нем)
Когда нужно маркировать саморекламу
Согласно разъяснениям ФАС, реклама — это не просто любое упоминание о себе, а сообщение с признаками продвижения и/или выгоды. Если этих признаков нет, то маркировать пост или информационное сообщение на сайте или на странице в соцсетях не требуется.
Признаки рекламы:
· Упоминается объект: товар, услуга, бренд, ИП, юрлицо.
· Адресованность: неопределенному кругу лиц.
· Цель: формирование и поддержка интереса к покупке или заказу (цена, оффер, визуальный акцент, ссылка, призыв, скидка).
Примеры, когда маркировка не требуется:
· Информация о себе на собственном ресурсе (сайт, соцсети). Если текст оформлен в обычном стиле и не выделяется как баннер или промо. Пример: «Сегодня отправили первую партию нового продукта» — без ссылки, оффера и призыва.
· Публикация на своем сайте, маркетплейсе или агрегаторе объявлений, в рамках рубрики. Не реклама, если соответствует общему оформлению раздела. Пример: На сайте компании есть каталог товаров, где расположены карточки с их описанием и ценой. Выделения цветом или графикой нет, все товары размещены в одинаковом стиле.
· Новость о мероприятии на ресурсе с соответствующей рубрикой. Это может быть информация в местных новостных или профессиональных агрегаторах объявлений. Не реклама, если товар/услуга вписан в рубрику и подан как новость, а не промо-материал, нет коммерческих призывов и размещено по правилам рубрики. Пример: Афиша мастер-класса в разделе «События района» на городском портале.
· Посты в стиле лайфстайл. Предприниматель просто делится буднями своей деятельности, не призывает покупать товар, подписываться на соцсети и пр. Пример: «Сегодня провел три консультации подряд — устал, но доволен результатами». Здесь нет продвижения услуг или попытки привлечь новых клиентов.
· Просветительский или аналитический контент. Информация без коммерческой цели. Если нет призыва обращаться или покупать, это не реклама. Пример: Предприниматель разбирает кейсы клиентов, без упоминания их имен.
На практике грань между информированием и рекламой очень тонкая. Поэтому предпринимателю стоит внимательно отнестись к маркировке, чтобы понимать какие виды саморекламы по закону допустимо выкладывать без пометки, а какие нужно помечать. И важно помнить, что нарушение требований к маркировке влечет за собой административную ответственность. При этом штраф можно получить и за непередачу данных о рекламе, и за отсутствие маркировки.