Новости
Чайные короли Сибири — Из истории якутского купечества
16 октября 2017

В наш век торговли существует множество известных фирм, названия которых всегда на слуху. А сто лет назад такой фирмой, гремевшей известностью по всей Сибири, был торговый дом «Коковин и Басов». Сейчас о нем знают лишь историки и старшее поколение жителей Якутска, ходившее в детстве в старое здание «Детского мира», стоявшее на месте здания Якутзолото. Это и был до революции магазин якутского отделения фирмы «Коковин и Басов».

 Иван Александрович Басов был купцом 1-й гильдии из мещан города Кяхта, что в иркутской губернии. Начав карьеру приказчиком, он стал одним из крупных предпринимателей Забайкалья. В 1875 вместе с зятем Михаилом Александровичем Коковиным (сестра Басова Глафира была женой Коковина) и купцом Алексеем Молчановым он основал торговый дом «Молчанов, Коковин и Компания». В 1885 на балансе предприятия насчитывалось 614 тыс. рублей оборотного и 31 тыс. рублей запасного капитала. После смерти Молчанова в 1885 г. был создан торговый дом «Коковин и Басов», специализировавшийся на торговле чаем. Как сейчас сказали бы «офис» находился в городе Троицкосавске.

Отец Михаила Коковина — Александр Андреевич состоял в 3-й гильдии купцов города Кяхта. Его сын, Михаил записался в 1-ю гильдию Иркутска, Якутска и Кяхты. В 1905 он вместе с купцом И.И. Черных учредил «Товарищество Байкальского пароходства и торговли», к 1911 сосредоточил в своих руках все паи этой компании. Во владение Михаила Александровича перешли 14 пароходов, 20 барж, мастерские, пристани, конторы, дома и склады в Иркутске, Верхнеудинске, Мысовой, Лиственичной, Троицкосавске, а также телефонная линия от Иркутска до Лиственичной. Он вкладывал средства в выращивание и обработку хлопка: внедрил новые американские сорта, механизировал процесс очистки и прессовки с помощью водных турбин. Оказывал финансовую поддержку учебным заведениям, музеям, библиотекам, церквям, экспедициям Н.М. Пржевальского, Г.Н. Потанина, В.А. Обручева, и других путешественников.

Торговый оборот

На первом этапе своей деятельности фирма закупала оптом крупные партии чая у русских фирм в Китае и транспортировала их в Россию через Кяхту. О масштабах ее деятельности в этом направлении можно судить по следующим фактам. В 1886 г. фирма пропускала через себя чай 15 русских фирм, среди которых была даже фирма А. Губкина, крупнейшего русского чаеторговца на Ирбитской ярмарке.

Поднявшись на чайной торговле, фирма развернула скупку местного сырья. Первые закупки монгольского сырья относятся к 1885 г, когда была приобретена партия верблюжьей и овечьей шерсти, а также козий и овечий пух. Закупленная партия сырья была отправлена через Тяньцзинь и Шанхай в Лондон и Ливерпуль и продана с большой выгодой. Но конкурирующие фирмы быстро последовали их примеру и подорвали успешно начатое дело. Русские же промышленники предложили за монгольское сырье цены, которые не окупали даже затрат. Поэтому закупки монгольского сырья были фирмой временно прекращены. Вернулась к этой деятельности фирма в начале XX в, после проведения транссибирской магистрали, открывшей монгольскому сырью выход на мировой рынок. Занялась она и торговлей в хошунах, успешно торговала в Монголии русскими товарами. В большом магазине этой фирмы в Урге имелся полный набор галантерейных и бакалейных товаров, тканей, табака, сигар и т.д. Торговые обороты фирмы в отдельные годы превышали 300 тысяч рублей.

Кроме торгового дома «Коковин и Басов» в Урге в 1890 г. было еще две крупных русских фирмы: «Батуев и Компания», не уступавшая Коковину и Басову в транспортировке чая, и «Братья Н. и П. Шульгины».

В Монголии «Коковин и Басов», являлся одним из самых крупных и авторитетных торговых домов второй половины XIX века. Фирма ввозила в Монголию крупные партии русских товаров (в 1912 г. — на 161,6 тыс. руб.), торговала китайскими изделиями, скупала у монголов значительные партии шерсти, пушнины и скота. Торговый дом имел свои отделения в Урге, Ванхуре, Цзаиншаби, где помимо торговых заведений были построены шерстомойки. В Кашгаре фирма построила хлопкоочистительный завод, а также приобрели концессию на разработку нефтяных месторождений в Манасском и Шихинском округе и открыли склады по продаже керосина и других нефтепродуктов.

В 1906 оборот предприятия по торговле чаем составил 4 млн. рублей. Постепенно торговля в Монголии стала лишь частью обширного дела фирмы, которая скупала пушнину в Якутии и Колымо-Чукотском районе (в 1905 оборот составил около 700 тыс. рублей), владела рядом золотых приисков в Забайкалье, занималась обработкой сырья (салотопенный, кожевенный, пимокатный, солеваренный и другие заводы), являлась владельцем пароходства. По реке Лена курсировал пароход этой фирмы «Михаил», названный в честь Михаила Коковина.

Общие обороты торгового дома «Коковин и Басов» составляли несколько миллионов рублей. На всех предприятиях фирмы было занято около 1500 рабочих. Кроме того, в 1880-90-е гг. Басов и Коковин на паях участвовали в чаеторговых фирмах «Приамурское товарищество», «Цзинь-Лун», «И.Е. Шустов и Компания». В 1906-1907 гг. Басов состоял действительным членом комитета Общества для пособия нуждающимся сибирякам и сибирячкам, учащимся в учебных заведениях Москвы. По оценкам исследователей, торговый дом «Коковин и Басов» относилась к числу крупнейших торгово-промышленных предприятий Сибири.

Якутское отделение

Коковин и Басов, обосновавшись в 1892 г. в Якутске, развили свою коммерческую деятельность по всему краю. Якутск служил им главной конторой и складом. Отсюда они выезжали в округа и на местах имели своих приказчиков или доверенных. Почти все купцы Якутска главные свои прибыли извлекали из торговых оборотов по округам. Барыши, конечно, были немалые. На местах объектами купеческого интереса были всевозможная мамонтовая кость, моржовый зуб и продукты местного производства — мясо, масло и т.д. Купечество Якутской области ревниво оберегало себя от посторонних и чуждых «гостей».

В 1810 г. при Министерстве внутренних дел был создан Департамент мануфактур и внутренней торговли, в 1819 г. он был передан из ведения МВД в Министерство финансов. В 1872 г. были созданы губернские Комитеты торговли и мануфактур. Слабое развитие промышленности в Якутской области наложило отпечаток на местную торговлю — из области вывозилось только сырье, а завозились обработанные продукты.

В 1913-1914 гг. пушные фирмы поглотили крупных скупщиков пушнины, организовав свой скупочный аппарат и разделили Якутию на сферы влияния. Фирма Коковина и Басова скупала пушнину на Колыме и Чукотском полуострове, фирма Швецова – в средней части Якутского края, фирмы Кушнарева и Громовой – в Якутске. В 1914 г. наследники Кушнарева организовали «Северное торговое промышленное товарищество». Одновременно было создано «Усть-Янское отделение наследников А.И. Громовой». Перед революцией 1917 г. крупные торговые фирмы доставляли якутскую пушнину в Москву, Кяхту и Лондон.

Другая деятельность

Издания книг научного характера часто осуществлялись на благотворительных началах на средства сибирских купцов и промышленников. Так, в 1890 г. в Иркутске в типографии К.И. Витковской на средства торгового дома «Коковин и Басов» вышли «Труды русских торговых людей в Монголии и Китае: Карта верхних притоков Орхона». В 1889 г. в Иркутске вышла книга «Бурятские сказки и поверья», изданная селенгинским купцом А.Д. Старцевым. в 1890 г. он же издал достаточно подробную книгу М. Хангалова «Новые материалы о шаманстве у бурят».

Коковину и Басову принадлежал Киранский солеваренный завод — ныне не существующее промышленное предприятие, был основан на Киранском озере преподавателями Троицкосавского реального училища Я.П. Смирницким и инженером-технологом К.И. Заневским. Он был построен из-за того, что Селенгинский солеваренный завод не удовлетворял потребностей региона. Соль привозили из Иркутска.

Смирницкий и Заневский арендовали у киранских казаков озеро на 21 год, и в 1877 году подали прошение о разрешении построить солеваренный завод в Иркутское Акцизное Управление, в ведении которого находились соляные источники. Разрешение на строительство было получено только в 1882 году, после вступления в должность нового генерал-губернатора Восточной Сибири Д.Г. Анучина. 18 декабря 1882 года казна заключила с Заневским и Смирницким контракт на отдачу им в аренду на 25 лет Киранского соляного озера. На первые 10 лет предприниматели были освобождены от арендной платы. Всё оборудование для завода привозили из Москвы, что было дорого и занимало много времени. Часть процессов осталась немеханизированной — на конской тяге.

Завод начал работать в 1885 году. В первый год существования завода было добыто всего 1500 пудов соли. Максимум производства достиг в 1895 году — 31000 пудов. После этого началось постепенное падение производительности, которая в 1921 году составила 9800 пудов. Оборудование завода на озере состояло из девяти колодцев, глубиной от 2 до 3 саженей с насосными сооружениями, имелись бассейны, варницы, печи, жилые строения.

В мае 1887 года единственным владельцем и арендатором остался Смирницкий. Заневский уступил Смирницкому свои права на завод в обмен на получение побочных продуктов производства — горьких натровых солей, из которых на небольшом заводике он начал вырабатывать каустическую соду. Работа Киранского завода позволила снизить цены на соль в Троицкосавске с 2,40 рублей за пуд до 70-80 копеек за пуд. Соль Киранского завода продавалась в Верхнеудинске и Чите. В 1921 году завод был национализирован. В 1922 году начался ремонт оборудования, произведена частичная электрификация. К 1924 году производство соли выросло до 30000 пудов.

 

Ярослав АРБУГИН

Источник: http://nvpress.ru