История успеха
Будущее рядом: цифровое строительство в Якутии
8 мая 2019

Предприниматель Николай Ноев свой путь в сфере проектирования начал в «Якутпроекте», где от инженера третьей категории вырос до главного конструктора. Имея за плечами пятнадцатилетний опыт проектирования, молодой человек решил открыть свое дело в этом направлении. Нашему герою хотелось внедрить технологии, которые открыли бы новые возможности в архитектурно-строительной сфере. Объединившись с двумя коллегами по «цеху», Николай в 2016 году открывает общество с ограниченной ответственностью «Архитектурно-строительное моделирование «Форма»». За три года штат фирмы пополнился четырьмя новыми членами команды. На сегодняшний день ООО «АСМ «Форма»» предлагает использовать цифровые технологии, которые упростили и одновременно усовершенствовали бы строительство объектов.

ПЯ: Расскажите сначала о том, как пришла идея стать предпринимателем.

— Именно такой цели – стать предпринимателем – не было. Была задача повысить уровень качества проектирования. По идее, сейчас многие компании работают на двухмерном CAD системе: специалист показывает все в двухмерном пространстве, и в результате этого нет детализации. Все чертежи схематичные. Команда, которая работает над проектом, должна быть большая: архитектор, строитель, инженер по отоплению и вентиляции, инженер по водоснабжению и водоотведению, инженер-электрик, автоматчики, сметчики, инженер по пожарной безопасности, охране окружающей среды. Если все это собрать, то получается больше 10 специалистов на одном объекте. Это очень сложно координировать в двухмерном пространстве. Каждый специалист делает свою работу на отдельном файле, и это все надо объединять. В настоящее время вся координация происходит во время строительства, все недостающие материалы обнаруживаются только во время строительства. Цель была такая — смоделировать проект трехмерно, добавить детализацию, и тем самым мы ее точность увеличиваем. И в смете, и в реализации самого проекта качество повышается. Координацию делаем уже во время проектирования, работая в едином файле.

ПЯ: Много ли специалистов, разбирающихся в новых технологиях?

— Работающих по технологии информационного моделирования в нашем городе практически нет. Надо всех заново обучать. Дело в том, что в технологии информационного моделирования есть разделение направлений. Существуют программы с готовой базой данных, которые играют важную роль, а есть также программа, которая имеет инструменты для создания базы данных. Вот с ней мы и работаем, то есть пользователи могут себе создать свою базу данных. База данных позволяет, к примеру, создать параметрический узел, который будет меняться в зависимости от размеров. Например, сделали уголок, который приварен к металлической колонне, и к ней подходит металлическая балка. Если нагрузка больше – то на трех болтах, если меньше – на двух. Вроде действие простое, но параметрировать сложно. Есть программа, внутри которой вроде бы все готово, но она ограничена тем набором, который там есть. Свободы действий нет. То есть если там заложен какой-то узел, то другой мы задействовать не сможем.

ПЯ: Какой у вас самый крупный заказ был, проект которого разработали?

— Это был многоквартирный жилом дом на 145 квартале. Сотрудничество было заключено с республиканским ипотечным агентством. Саму коробку сделали трехмерной. В этом году начнется строительство. Но дом, к сожалению, не строится по технологии BIM.

ПЯ: Насколько развиты такие технологии в Якутске?

— Не развиты. Многие не понимают, как это работает. Начиная с 2016 года, мы ходили к крупным застройщикам и презентовали эту технологию. Многие просто не знали и боялись работать с этой схемой. Боялись даже заказывать проект, не то чтобы строительство вести.

ПЯ: Расскажите поподробней про эти технологии.

— BIM-технологии в переводе на русский — это технологии информационного моделирования, то есть ТИМ. Тут создается трехмерная информационная модель здания, потом модель используется для строительства, производства, логистики и для эксплуатации здания. Это, получается, электронная модель здания, которая визуально облегчает понимание проекта. Участников очень много в строительстве, не все понимают сам чертеж. Много условных обозначений, их неспециалист не поймет. А с трехмерной моделью все понятнее. Те же радиаторы, краны. Они в чертеже выглядят иначе, у них свои условные знаки, а в трехмерной модели все ясно.
Суть такова, что трехмерная модель должна быть в браузере. Специалист открывает браузер, видит модель, календарный график (на каком этапе идет строительство). Каждый участник строительства подключается и ставит пометки, например, что колонна смонтирована. А участников много – не только строители, но и проектировщики, заказчики, надзорные органы, например, Госстройжилнадзор. Они тоже могут ставить свои заметки. Все ведется в онлайн-режиме. Можно сделать фотофиксацию, видеофиксацию, смотреть через планшет или смартфон. Любой участник может делать фиксацию исполнения работы. Акты приемки работ тоже должны вестись в этой программе.

ПЯ: Кто сейчас пользуется этой программой?

-У нас в Якутии никто не пользуется. Почему-то развитие идет медленно. В Москве и Санкт-Петербурге развитие BIM-технологий пришло через частных застройщиков, которые у себя начали внедрять их. Потом они внесли предложение использовать официально BIM-технологии на государственном уровне. В нашем случае развитие придет только через государство, когда оно будет обязывать подрядные и проектные организации работать по этим технологиям. В нацпроектах «Жилье» и «Городская среда» заложена модернизация строительной отрасли, и в эту программу цифровое строительство входит. Требования высокие, они хотят развивать эти технологии путем ограничения устаревших технологий, то есть они могут включать в техническое задание эти технологии. Поэтапно с осени они уже должны внедряться. Наверное, уже появятся такие объекты, которые требуют применения BIM-технологий.

ПЯ: Назовите главные причины отказа использовать BIM-технологии.

— Наверное, нежелание развиваться. Работать по старинке (пожимает плечами).

ПЯ: Через сколько лет прогнозируется внедрение?

— В течение пяти лет в рамках нацпроекта. В проектировании должны довести до 95 %. Все проекты должны быть сделаны по требованиям BIM-технологий. А в строительстве — 80 %. В Министерстве ЖКХ применение технологий должно быть 65 %. То есть в течение пяти лет должны сделать такой прорыв.

ПЯ: Получается, вы немного опередили время?

— Это только в нашем регионе так. В других субъектах уже давно дошли до этих технологий. Они не только строят, но и проектируют, передают информацию эксплуатирующим организациям. Она становится электронным паспортом объекта. И там имеется вся история строительства, которую эксплуатирующая организация использует.

ПЯ: У нас обучают этому?

— В России учебных центров очень много. У нас нет, но специалисты приезжают и проводят обучение. Подобное обучение на самом деле уже началось в 2007 году. Сначала это было только для проектировщиков, сейчас пришло понимание, для каких еще специалистов это нужно.

ПЯ: Как долго делается проект?

— Срок проектирования зависит от сложности проекта и колеблется от 3 до 12 месяцев.

ПЯ: Преимущество BIM-технологий по срокам и расходам?

— Экономии на этапе проектировании не будет. Даже, наоборот, стоимость будет выше. Но зато уже во время строительства мы получаем очень много экономии и в дальнейшей в эксплуатации тоже. Получается строительство берется под контроль. Сделанный проект дает точную смету. Озвучена сумма, например, 300 млн, может, будет дороже на 5-10 %, и в пределах этой суммы все будет. Но не на 20-30 % как сейчас. Простоев тоже много в строительстве. Бывает много пересечений. Одна бригада делает вентиляцию, вторая — отопление, третья — электроснабжение. Все выходим в коридор и начинаем пересекаться, начинается разбирательство. Таких вопросов много. Если взять это под контроль, сделав много фото и видеофиксации, можно все с выгодой упорядочить. Технология дает возможность сделать полезный анализ.


Изменений в сметном деле тоже должно быть много. Сейчас мы работаем по базисно-индексному методу, это, получается, мы считаем по устаревшим нормативам, которые разработаны во времена СССР. Этот норматив был сделан для того времени. Потом мы индексируем его, приближенно доводим его до текущих цен. А должно быть все сделано ресурсным методом, то есть считать необходимо по тому сколько мы потратили на трудозатраты и материалы. Там еще можно контролировать оплату труда. Если заложена средняя оплата труда, то столько и должны заплатить, а не так, что позвали с другого региона работников и сэкономили на оплате труда. Сейчас во всем идет экономия. Будет фиксированный контроль. Подрядные организации должны понимать, что надо работать на качество.
Те же самые штукатурные работы, до сих пор люди вручную это делают. А если это все автоматизировать, мы можем повысить качество и экономию. Это, конечно, сразу не придет, а постепенно. Пока все работают по старинке.

ПЯ: Какие планы у вас на ближайшее будущее?

— Мы хотим доказать, что мы сами можем освоить эти технологии и работать по ним. Люди не верят, а мы самостоятельно изучаем. Сейчас мы вышли на саморазвитие и друг друга в этом дополняем. Кто-то увидел какие-то возможности в программе, а потом делится этим открытием с другими. Так усиливается наша работа. Также мы и сидим все рядышком в одном кабинете, как одно целое.
В дальнейшем хотим не только доказать, но и развить виртуальную, дополненную и смешанную реальности. У нас есть основа — трехмерная модель — на основе этой модели мы научились создавать виртуальную реальность. Люди смогут увидеть с помощью таких технологий, каким будет их микрорайон или дом, а также для проверки самой модели.
Сейчас мы с помощью этого сами себя проверяем: удобно ли будет, можно ли будет пройти спокойно.

ПЯ: Получается, вы сейчас единственная фирма в Якутске, которая использует эти технологии?

— Нет. Многие фирмы освоили архитектурную и строительную части, а мы пошли дальше: сделали отопление и вентиляцию, водоснабжение и канализация, электроснабжение, плюс технологическую часть можем разработать. Где-то семь разделов мы делаем. Хотелось бы еще добавить пункты, но у нас конкуренция большая. Все скидывают стоимость проектных услуг, и нам сложно содержать специалистов.

ПЯ: Как боретесь с конкуренцией?

— Пытаемся доказать, что эти технологии дают качество проектной документации. Пока не понимают, и мы не можем пока конкурировать с двухмерным проектированием.

ПЯ: Поделитесь советами с начинающими предпринимателями в этой сфере.

— Быть самостоятельными, наверное. Многие доверяют учебным центрам, а они давно работают в режиме бизнеса. Не выкладывают все информацию сразу, а работают планово. Сперва проводят аудит, проверяют уровень специалистов и потом порционно дают учебные материалы. Если человек не понимает, это может продолжаться бесконечно. Надо изучать самостоятельно и понять саму суть.

Источник: Предприниматель Якутии