40% бизнесменов оценили теневой сегмент в своем секторе в 10%, еще 36% считают, что нелегальный бизнес составляет четверть рынка. 17% респондентов предположили, что к нелегальной сфере относится примерно половина компаний, а 7% уверены в доминирующем положении теневого сегмента в их сфере деятельности.
Главными признаками нелегального бизнеса опрошенные предприниматели считают отсутствие регистрации (47%), неуплату налогов (44%), отказ от получения разрешений (41%) и серые зарплаты (34%). Также о серой зоне сигнализируют выдача импортных товаров за произведенные в России, участие контрафакта в госзакупках, расчеты в обход контрольно-кассовой техники (переводы на карты) и найм самозанятых, заявили бизнесмены.
Подавляющее большинство респондентов сообщили, что теневой бизнес мешает развитию их компаний. Примерно половина считает это влияние «значительным», а 27% назвали упущенную выгоду из-за серой зоны «огромной». Остальные опрошенные не считают нелегальный бизнес препятствием для развития своего дела, а 13% отметили, что им это «абсолютно не мешает».
«Бизнес-барометр страны» — ежегодное исследование ТПП, но тема нелегального бизнеса в нем фигурировала впервые, подчеркнули «Ведомости». Всего в исследовании участвовали 20,3 тыс. респондентов, в основном это основатели и собственники компаний, а также высшие и средние руководители. ТПП проводила опрос в сентябре–октябре.