Проектный комитет программы реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) в рамках «проектного офиса» утвердил основные проекты реформы — ее можно считать стартовавшей. Среди них — обязательная публикация до конца февраля 2017 года на сайтах 12 надзорных ведомств исчерпывающих списков нормативных актов, которому должен соответствовать проверяемый бизнес. Кадровый проект Минтруда предлагает начать уже в этом году аттестацию и тестирование персонала надзорных органов, а также к ноябрю 2017 года утвердить принципы ротации госслужащих на рисковых с точки зрения коррупции рабочих местах. Реализация последней идеи, на которой настаивает бизнес, обещает в 2018 году серьезные потрясения в части органов надзора на грани с кадровыми революциями.
Проектным комитетом программы «Реформа КНД» одобрены паспорта восьми проектов, составляющих основные направления реформы контрольно-надзорной деятельности. После заседания комитета 27 января программу можно считать формально реализующейся — первые «контрольные» даты в большинстве планов-календарей утвержденных документов как раз приходятся на эту дату. До 1 марта, согласно решению комитета, должны быть утверждены ведомственные планы 12 органов федеральной власти, участвующих в 2017 году в реформе КНД,— это МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС.
Четыре паспорта проектов разработаны Минэкономики — это проекты системы управления рисками, комплексной профилактики нарушения обязательных требований, системы KPI и региональный проект реформы КНД. Проект по автоматизации КНД создан Минкомсвязью, по систематизации и сокращению требований — Минюстом, проекты кадрового менеджмента и антикоррупционный — Минтрудом.
Общественно-деловой совет программы под руководством главы РСПП Александра Шохина представил ряд замечаний по четырем программам, в том числе по антикоррупционной,— их включение в реформу КНД обещает стать достаточно важной ее частью.
В сравнении с ранее утвержденным планом реформы КНД в паспортах проектов Минэкономики больших новостей нет — кроме утверждения положения о том, что, как констатировал министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, полгода работы по составлению полного перечня поднадзорных субъектов и распределению их по группам риска (то, с чего должна начинаться реформа КНД) выявили очень разную степень готовности исполнителей в госструктурах к сути происходящего. «Степень понимания этого процесса на уровне исполнителей сильно различается от ведомства к ведомству. Им приходится заново объяснять то, что уже полгода на уровне руководителей обсудили и поняли»,— констатировал он. Полной картины распределения рисков по 12 ведомствам у проектного комитета в итоге нет.
Паспорт проекта Минюста одобрен лишь в целом, его отправили на доработку до 1 февраля из-за ряда юридических моментов. Для бизнеса проект систематизации обязательных требований во многом ключевой. Паспорт проекта Минюста при этом предполагает, что до конца февраля 2017 года на официальных сайтах ведомств должны быть опубликованы закрытые перечни всех нормативных актов, содержащих обязательные требования к бизнесу. IT-проект Минкомсвязи принят, он предполагает перевод в 2017 году коммуникаций по 15% видам надзора в систему «личных кабинетов» в IT-системах на сайтах ведомств.
Ожидаемые проблемы констатировало Минэкономики в связи с региональным проектом — регионы просят перенести на два года сроки подготовки к риск-ориентированному подходу при проверках, по паспорту всей программы эти процессы на региональном и федеральном уровне должны идти синхронно — в 2017 году. По словам Михаила Абызова, сроки может перенести в данном случае только президент Владимир Путин. Отметим, по крайней мере в части принятых паспортов документы, имеющиеся у «Ъ», не содержат описания финансирования расходов на проекты — в случае с реформой КНД, очевидно, на это есть бюджет в рамках всего «проектного офиса», но не на региональные нужды.
Новости есть в двух проектах Минтруда. Паспорта направлений по кадровой и антикоррупционной политике содержат идеи аттестации руководителей и заместителей руководителей надзорных структур, централизованного отбора на замещение должностей, тестирования сотрудников надзоров и обязательного внедрения стандартов кадрового менеджмента — эти мероприятия начнутся уже в 2017 году. Кроме того, для высокорисковых с коррупционной точки зрения должностей Минтруд по настоянию общественно-делового совета внес в паспорт проекта принцип обязательной ротации кадров. Рекомендации по обязательной ротации должны быть разработаны к ноябрю 2017 года, есть шансы на внедрение этого принципа, по крайней мере по 12 ведомствам, с 2018 года. Если это произойдет, это обещает быть одним из самых громких последствий реформы КНД. Ротации при наличии «карт рисков» (проектный комитет составит их к августу 2017 года) считаются одним из наиболее эффективных элементов реформ такого рода, для России же ротация, освоенная лишь в части военизированных ведомств, практически не применялась — кадровая политика почти всех госструктур основана на в принципе бессрочное занятие не имеющим нареканий госслужащим рабочего места, квалификационным требованиям которого он удовлетворяет.
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/3205541