Новости
Бизнес-сообщество предлагает легализовать в России лоббизм
25 декабря 2017
Бизнес-сообщество предлагает парламенту законодательно урегулировать в России лоббизм, установить правила работы в этой сфере и брать налоги за лоббистскую деятельность. По мысли авторов инициативы, это позволит искоренить коррупцию как механизм принятия решений.

Письмо спикерам Совфеда и Госдумы Валентине Матвиенко и Вячеславу Володину направили представители ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти».»Обращаемся к вам как к председателю Совета Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания нормативно-правовой базы, необходимой для урегулирования лоббистской деятельности в России», — говорится, в частности, в послании ассоциации на имя спикера СФ за подписью председателя организации Рахмана Янсукова.

По мнению бизнес-сообщества, реализация предлагаемой инициативы позволит использовать успешный мировой опыт и вывести лоббистскую деятельность из тени, устранив из нее коррупционную составляющую.

Предприниматели отмечают, что сегодня Россия все еще находится в процессе смены общественно-экономической системы. При этом главной движущей силой роста теневой экономики и основным ее механизмом выступает коррупция, которая претендует на роль системообразующего элемента во взаимодействии государства и общества.

Теневые группы влияния

«Так, по данным международной неправительственной организацией Transparency International, Россия в настоящее время занимает 131-е место из 176 в рейтинге стран по уровню коррупции и находится на данном уровне более 12 лет, что не может не вызывать беспокойство. Таким образом, можно сделать вывод, что текущих мер, предпринимаемых по решению данного вопроса, недостаточно», — считают в ассоциации.По мнению бизнес-сообщества, процессы взаимодействия представителей органов государственной власти и общества требуют существенного изменения.

Парламентариям, которые захотят получить лицензию на осуществление такой деятельности, необходимо будет, по мысли авторов писем, раскрывать сведения о полученных доходах и платить с них налоги. «Лоббисты обязаны будут открыто заявлять о законопроектах, которые они продвигают, и не будут иметь права участвовать в голосовании по их принятию», — подчеркивают предприниматели.В бизнес-сообществе отмечают, что в основе лоббистской деятельности лежит глубокий стратегический анализ, призванный способствовать принятию общественно полезных, долгосрочных решений.

«Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей лоббистскую деятельность, позволит искоренить коррупцию как недейственный механизм принятия решений, повысить конкурентоспособность отечественной экономики», — уверены в ассоциации. Сами предприниматели заявили о готовности подключиться к этой работе.

«Необходимо кардинально перестроить систему социальных практик, чтобы «вывести из тени» группы влияний и обеспечить прозрачность при принятии экономических решений», — говорится в документе.

Так, по экспертным оценкам, крупные корпорации сейчас содержат целый штат высокооплачиваемых сотрудников, главной задачей которых является продвижение интересов компании в органах государственной власти.

«Очевидно, что лоббистская деятельность в России уже давно сформировалась как устойчивая социальная практика, однако ввиду отсутствия правовых механизмов ее регулирования, она все чаще принимает девиантные, а порой и извращенные формы. Так, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев открыто заявляет, что в современной России происходит «картелизация» экономики», — пишут предприниматели.

Мировая практика

В то же время существует ряд примеров зарубежных стран, где лоббистская деятельность имеет четкую нормативно-правовую основу и приносит ощутимую пользу как государству, так и обществу, пишут предприниматели. Так, в США лоббизм законодательно оформился еще в 1876 году и был определен как легальный вид деятельности по продвижению различных законопроектов, как на федеральном, так и на местном уровнях. Лоббист в США — бывший или действующий политик, который тратит более 20% своего времени на продвижение интересов той или иной группы давления.

«С момента первого законопроекта регулирование лоббистской деятельности совершенствовалось, и в настоящий момент в США зарегистрировано более 12,5 тысяч лоббистов. Также законодательное закрепление лоббистской деятельность существует во Франции и Германии», — уточняют в ассоциации.

В России отношение к лоббистской деятельности неоднозначное. Несмотря на неоднократные попытки принятия соответствующего законопроекта, до сих пор нет четкого понимания понятия «лоббизма», принципов, механизмов и субъектов лоббистской деятельности. Более того, любые действия по законодательному урегулированию этого вида деятельности наталкиваются на сопротивление «коррупционеров», которым выгодно находиться в тени, говорится в письме.

Правила игры

«Именно поэтому мы предлагаем легализовать лоббизм в органах законодательной власти и урегулировать лоббистскую деятельность. Необходимо законодательно закрепить возможность членам Совета Федерации и депутатам Государственной думы открыто представлять интересы отечественных коммерческих организаций и граждан нашей страны. Важно отметить, что лоббирование интересов иностранных организаций и граждан будет под запретом, а его нарушение должно караться уголовным наказанием», — пишут предприниматели.

Таким образом, бизнесмены предлагают определить лоббизм как «лицензируемый вид деятельности по продвижению законопроектов на разных уровнях государственной власти».

Источник: РИА Новости