Начать свое дело под началом сильного бренда и опытного наставника в виде франчайзера кажется заманчивым многим начинающим предпринимателям. Однако новички при старте бизнеса по такой схеме повторяют одни и те же ошибки. Одна из самых главных совершается уже при выборе.
В последние несколько лет упаковка франшизы становится отдельным видом бизнеса, поэтому их число растет из года в год. Среди них много проектов выгодных только самим продавцам, а покупатель не получает ни выстроенной бизнес-модели, ни сильного бренда, ни менторской поддержки.
Зачастую франшизы-пустышки создаются по одной и той же схеме. Есть несколько сигнальных-маркеров, на которые должен обратить внимание будущий франчайзи.
Непонятная финмодель. Низкий стартовый взнос должен насторожить. Есть вероятность, что цель владельца – быстро заработать деньги, а не долгосрочное развитие бизнеса. Еще одним маркером является высокий паушальный взнос при низком или даже отсутствии роялти. Тут возникает вопрос, на чем он планирует зарабатывать. Предпринимателю могут быть навязаны условия покупки оборудования, материалов и расходников у единственного поставщика.
Гарантия окупаемости и большая выгода. Как правило, такие показатели могут быть далеки от настоящих и исходят из идеальных условий: полная загрузка, минимальная зарплата персонала и т.д. При этом про налоги и сборы просто забывают, как и про амортизацию оборудования.
Нет зарегистрированного товарного знака. Либо может быть, что товарный знак зарегистрирован после запуска франшизы. В таком случае ни о каком развитии бизнеса «под крылом сильного бренда» не приходится, его попросту нет.
Бизнес-модель не прошла проверку временем. Важно проверить опыт франчайзера: есть ли у него действующий бизнес, как долго на рынке и насколько успешен.
Франшизу может купить, кто угодно. Должны быть хотя бы минимальные требования к франчайзи: опыт работы, финансовая грамотность.
Отсутствие уникальности. Эксперты советуют воздержаться от покупки франшизы, которую можно легко повторить самому. В ее основе нет уникальных технологий, продукта, инновационной идеи и ноу-хау.
Разобраться в терминах в этой сфере поможет материал Франшиза: как выбрать и на что обратить внимание
Новички также допускают следующие ошибки:
Эмоциональный выбор. За этой ошибкой часто стоят как раз привлекательные маркетинговые обещания франшиз-пустышек. Желая поскорее начать бизнес, будущий предприниматель не считает трезвым умом доходы и расходы, как на запуск бизнеса, так и во время работы.
Не рассчитывать реальный спрос. Часто франчайзер обещает эффективную маркетинговую компанию, которая обеспечит полную загрузку. На деле оказывается, что речь идет о лидах, но сделать их клиентами уже задача самого франчайзера. В итоге бизнес работает на пороге самоокупаемости бизнес-процессов.
Очарование брендом. Этот тот случай, когда совершают сразу обе предыдущие ошибки — эмоциональный выбор без холодного расчета. Бренд может быть узнаваемым и успешным, но не быть востребованным в определенных локациях.
Не проверять франчайзеров. Можно поверить красивым и убедительным рассказам о бизнесе, предпринимательском опыте, но лучше все перепроверить самостоятельно. Бесплатный Сервис проверки контрагентов на Цифровой платформе МСП.РФ поможет моментально проверить потенциального партнера по более чем 20 параметрам.
Выбирать трендовые направления. Такой бизнес может ярко вспухнуть и быстро угаснут. Для работы в долгую такой вариант не подходит.
И, конечно, одна из самых частых ошибок — не читать договор. Франчайзер сколько угодно может говорить, что это типовой договор, но прочитать и понять каждое слово, каждое условие нужно самому.