Количество вакансий с требованием наличия навыков работы с нейросетями и ChatGPT за год выросло в России более чем в 10 раз, следует из данных платформы онлайн-рекрутинга hh.ru и IT-компании EvApps. Пока это преимущественно вакансии копирайтеров, редакторов и корректоров — возможные ошибки в тексте исправить легче, чем, например, в сложном коде, говорят эксперты. И хотя на такой рост сильно повлиял эффект низкой базы, участники рынка убеждены: совсем скоро умение работать с инструментами ИИ станет таким же обязательным навыком, как когда-то «уверенное владение MS Office»
Растущие потребности
Как говорится в совместном исследовании hh.ru и EvApps, с которым ознакомился Forbes, в августе 2023 года на HeadHunter было размещено около 3600 вакансий, связанных с работой с искусственным интеллектом (ИИ), в то время как в августе 2022 года их было всего 312. Первые вакансии с упоминанием ChatGPT появились в январе 2023 года: тогда их было три, а в августе — 291.
30% таких вакансий приходится на отрасли услуг для бизнеса, то есть различные маркетинговые и рекламные агентства и подрядчиков, 26% — на сектор информационных технологий. 12% вакансий разместили компании нефтегазовой индустрии, по 5,5% вакансий пришлось на финансовый сектор, а также на такое направление, как «СМИ, маркетинг и реклама, PR, дизайн и продюсирование». За ними следуют сфера образования (3,2% вакансий с упоминанием нейросетей и ChatGPT), розничная торговля (2,6%), электроника, приборостроение, бытовая техника, компьютеры и оргтехника (2,3%), строительство и недвижимость (2%).
В наименьшей степени в специалистах, владеющих навыками работы с нейросетями, заинтересованы сферы сельского хозяйства, культуры и искусства, а также ЖКХ — на них пришлось всего по 0,1% вакансий.
При этом требование уметь работать с нейросетями и ChatGPT встречается преимущественно в вакансиях копирайтеров, редакторов и корректоров, зарплаты которых могут варьироваться от 20 000 до 140 000 рублей. Таких вакансий на портале открыто 427 (по данным на лето 2023 года). На втором месте вакансии программистов или разработчиков с зарплатами от 30 000 до 505 000 рублей — 207 вакансий за тот же период.
Тенденция к большей заинтересованности рынка в гуманитариях со знанием ИИ, нежели в аналогичных навыках у программистов, может быть связана с относительной «молодостью» нейросети, считает генеральный директор EvApps Альфред Столяров. Сейчас эта технология, по его мнению, чаще применяется там, где ошибки не критичны и поправимы, — гораздо проще переписать текст, чем исправлять баги в работе сложного ПО.
В ожидании экспоненциального роста
Опрошенные Forbes эксперты сходятся во мнении, что более чем десятикратный рост количества вакансий можно объяснить низкой базой прошлого года, и призывают не делать поспешных и окончательных выводов относительно скорости проникновения таких технологий на рынок труда. Однако все согласны, что это лишь дело времени. «За год произошли достаточно серьезные изменения в аспекте использования нейросетей, но все же недостаточно значительные, чтобы оказать сильное влияние на рынок труда», — замечает директор по развитию «Авито Работы» Дмитрий Пучков. Впрочем, сейчас все джобборды активно интегрируют подобные решения в собственные продукты, говорит заместитель генерального директора сервиса «Работа.ру» Александр Ветерков.
ChatGPT (как и его аналоги GigaChat от «Сбера» и YandexGPT) является хоть и одной из, но все же прорывной технологией, которая меняет рынок труда, убежден партнер Б1 Сергей Никитчук. Несмотря на низкую базу, дальнейший рост числа вакансий, по его мнению, будет экспоненциальным. «Отрасли, которые работают с информацией (в том числе сфера услуг), первыми внедряют ИИ — прежде всего для использования текстов от ИИ. Производственные задачи решать сложнее, поэтому внедрение медленнее, что связано с аналитикой изображений — это анализ спутниковых снимков, поиск диагнозов по паттернам, дизайн интерьеров и т.д., — перечисляет Никитчук. — Финсектор активно работает с аудио ИИ — например, это различные голосовые ассистенты (в частности, помощник «Олег» от «Тинькофф», который разговаривает с мошенниками)».
«По нашим данным, за прошедшие полгода вакансий с требованием работы с нейросетями стало почти в два раза больше. При этом такие вакансии все еще пока остаются редкостью», — говорит Александр Ветерков. Он обращает внимание на то, что для многих специалистов сейчас это новая точка роста, и они «прокачивают свои навыки самостоятельно», независимо от требований рынка.
За рубежом применение таких инструментов, как ChatGPT, в бизнесе идет активнее. Так, уже в феврале 2023 года Resume Builder провел опрос 1000 бизнес-лидеров в США, чтобы определить количество компаний, которые уже используют или планируют использовать ChatGPT. Согласно результатам этого опроса, 49% компаний в настоящее время используют ChatGPT, в то время как 30% намерены делать это в будущем, 25% компаний уже сэкономили с помощью этой технологии более $75 000. Кроме того, 90% бизнес-лидеров считают, что наличие опыта работы с ChatGPT является ценным навыком для соискателей.
«Гигиенический навык»
В мае этого года почти 4000 человек официально потеряли работу из-за искусственного интеллекта, говорится в отчете консалтинговой компании, занимающейся исследованиями рынка труда, Challenger, Gray & Christmas. Аналитик NewEdge Wealth, LLC Бен Имонс в комментарии для Bloomberg сказал, что генеративный искусственный интеллект может, с одной стороны, стать мощным генератором рабочих мест, обеспечив развитие рынка ИИ объемом $1,3 трлн, что подтолкнет продажи и рекламу. Но с другой стороны, говорит он, ИИ может уничтожить 300 млн рабочих мест уже к 2035 году.
Как констатируют участники рынка, еще год назад тенденция развития нейросетей хоть и существовала, но не была настолько «потребительской» и широко распространенной. Тем не менее уже довольно скоро требование ChatGPT исчезнет из текстов вакансий, так как станет «гигиеническим» навыком, как работа в Excel или умение пользоваться облаками, уверен Сергей Ахметов, генеральный директор компании-разработчика HRTech-решений «Поток». По его мнению, разрыв в производительности между людьми, знающими и использующими инструменты ИИ, и остальными станет виден невооруженным взглядом: «Важно, что из-за массового освоения навыка использования нейросетей и ускорения работы работодатели будут ценить у кандидатов сопутствующие навыки, такие как управление проектами, тайм-менеджмент, глубокое погружение в продукт и рынок и, главное, фактчекинг».
Паттерное применение технологии уже можно сравнить с поиском информации в интернете, размышляет Дмитрий Пучков. «Двадцать лет назад это не было особенно распространено, но с появлением поисковых сетей это стало доступно абсолютно всем, — говорит он. — Нечто подобное в прошлом году произошло и с нейросетями. Если раньше речь шла о подборе профильных специалистов, то теперь это упоминание навыков работы с искусственным интеллектом. Например, у маркетологов, аналитиков, разработчиков, копирайтеров».
Видна тенденция, что владение нейросетями становится обязательным в профессиях, требующих большого объема ручного труда, особенно в создании контента и графики, указывает Ахметов. «Раньше, чтобы написать текст для блога, нам требовалось пять часов. С ChatGPT мы пишем тезисы, ищем информацию, просим оптимизировать текст — и редактор тратит не более часа, — продолжает он. — Чуть менее распространено использование ChatGPT как ускорителя умственных задач менеджеров высшего и среднего звена. Недавно я сам, осмысливая новую позицию в компании бизнес-лидера подразделения, использовал ChatGPT — нейросеть помогла четче и быстрее сформулировать требования, KPI, компетенции и в итоге сформировать четкую картину идеального кандидата».
Рост числа вакансий, скорее всего, отражает общий тренд — бизнес хочет быть в общем потоке, считает эксперт «Актион кадры и HR» (входит в группу «Актион») Данил Мяло. «Ситуацию можно описать так — все побежали, и мы тоже. Но это и перестраховка: если конкуренты стали требовать, следовательно, и мы будем, чтобы взять людей на будущее», — полагает он.
Бизнес продолжит внедрять нейросети, а значит, будет искать на рынке людей, которые умеют их создавать и решать задачи с их помощью, продолжает Мяло. «Количество вакансий будет расти. Но чем дальше, тем больше будут искать людей, которые умеют не просто правильно задавать вопросы тому же ChatGPT и создавать запросы для генерации картинок, а намного больше, — рассуждает он. — Ведь на начальном уровне внедрить общедоступные нейросети в работу можно и не обладая обширными навыками. А вот чтобы передать часть серьезных задач ИИ, внедрить его в бизнес-процесс, требуются узкоспециализированные специалисты».