30 октября в «Деловой России» прошел круглый стол по развитию платформенной экономики и совершенствование налогового режима для самозанятых. Ее участники обсудили системные решения для отрасли такси и смежных секторов в рамках исполнения поручения Президента РФ. Дискуссия была организована подкомитетом «Деловой России» по развитию такси совместно с комитетом по финансовым услугам. В обсуждении приняли участие представители отрасли, эксперты профильных объединений и законодатели.
«Современное такси построено на взаимодействии пассажиров с водителями через платформы. Таксопарки стали частью этой системы. Все, что касается будущего режима налога на профессиональный доход, имеет непосредственное отношение к этой сфере. Очень большое число таксистов вышло из “тени”, платят пусть маленький, но налог на профессиональный доход, особенно те, кто занимается подработкой – по разным оценкам их от 200 до 500 тыс. Слишком резкие шаги в этой сфере могут привести к тому, что существенная часть таких людей снова уйдет в “тень”», – открыл дискуссию зампред «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Он напомнил о принятии в России двух новых законов – о платформенной экономике и о локализации такси, которые вступят в силу в 2026 году. Не все платформы могут попасть в соответствующий реестр и тем самым лишатся преференций, которые предоставляет им режим налога на профессиональный доход. По словам зампреда, также нужно решать вопрос с разницей между размерами социальных взносов, которые платят сотрудники с трудовыми договорами, и работающие по режиму налога на профессиональный доход.
Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Артем Кирьянов отметил необходимость упорядочить налоговые режимы для смежных категорий трудовой занятости. «Современная экономика требует других подходов к ландшафту предпринимательского сообщества. У нас есть спецрежим по налогу на профессиональный доход, статус ИП, юрлица. В перспективе – до 2030 года, мы должны эти статусы и режимы переформатировать под новые условия. Должна возникнуть конструкция, которая бы обеспечивала большую конкурентность и прозрачность бизнес-среды, а также большие бюджетные доходы», – подчеркнул депутат. По словам депутата, в будущем должен «уйти статус индивидуального предпринимателя», поскольку «он морально устарел и не отвечает текущим задачам».
Первый заместитель председатель комитета Госдумы РФ по контролю Дмитрий Гусев поднял тему раздельного регулирования платформенной занятости в зависимости от вида трудовой деятельности. «На рынке такси есть две модели: люди, которые занимаются этим профессионально, и те, кто подрабатывают. Вторые никогда не будут соблюдать правила, по которым живут первые. Но если мы лишим их возможности подработать, то огромное количество людей потеряют свой дополнительный заработок», – сказал депутат. Он отметил, что такая же ситуация характерна и для многих других отраслей, например, сферы услуг. По мнению Дмитрия Гусева, эти категории трудовых отношений необходимо регулировать по-разному. Он сообщил, что в Госдуме уже идут консультации по этому вопросу с профильными ведомствами, и пригласил бизнес включиться в работу.
Член генсовета и председатель подкомитета «Деловой России» по развитию такси Алексей Быков обратил внимание, что режим самозанятости актуален для сферы такси, где работают сотни тысяч человек и ежегодно совершается порядка 3,6 млрд поездок. «Режим является эластичным мостом для перехода в более крупный бизнес. Человек может попробовать себя в роли предпринимателя, два-три часа поработать и понять, надо ему это или нет. Потом он наращивает клиентскую базу, средства производства и попадает в ИП или малый бизнес», – сказал он.
По словам Алексея Быкова, самозанятым в такси сегодня мешают отсутствие вычета по фиксированным расходам, таким как комиссия платформ и аренда машины.
Он предложил три шага решения проблемы:
• Увеличить лимиты по доходам или скорректировать налогообложение, чтобы исключить двойные начисления по аренде комиссии агрегаторов;
• Облегчить переход водителей из статуса самозанятого в ИП с помощью платформенной экономики, чтобы автоматически получать данные из ведомств для упрощения сбора документов и процедур регистрации, а также облегчения учета;
• Ввести систему мониторинга и рейтинга активности самозанятых на платформе. Это даст возможность предоставлять льготы, например, выгодные кредиты и лизинг, а также проводить скоринг клиента и оценивать его платежеспособность.
«Таким образом, самозанятый сможет покупать средства производства, увеличивая свой бизнес и переходя в малый бизнес. Я знаю много автопарков, которые начинались с одного таксиста и смогли вырасти до 50 машин, создавая новые рабочие места. Для самозанятых платформа станет не только инструментом учета, контроля и раздачи заказов, но и мощным катализатором роста малого бизнеса и устойчивого развития отрасли», – подчеркнул Алексей Быков.
Участники встречи договорились продолжить обсуждение и выработку согласованных решений в диалоге с законодателями и профильными ведомствами.
