Новости
АСИ опубликовало исследование состояния и перспектив дизайн-индустрии в России
сегодня

Агентство стратегических инициатив (АСИ) продолжает публикацию серии отраслевых исследований, посвященных креативным индустриям России. Всего запланировано 12 материалов, охватывающих ключевые направления креативной экономики. Ранее были публикованы исследования про киноанимацию, индустрию видеоигрмузыку и архитектуру. Исследование по индустрии дизайна доступно по ссылке.

Сейчас вклад дизайна в ВВП страны всего 0,01%, к 2030 году его доля может увеличиться вдвое. Выручка отрасли в 2023 году составила 26 млрд рублей, а к 2030 году может превысить 110,5 млрд. Экспорт дизайн-услуг тоже имеет потенциал роста: если в 2023 году он достиг 1,3 млрд долларов, то к концу десятилетия может вырасти до 2,7 млрд.

В индустрии сегодня работает 18 507 индивидуальных предпринимателей и 72,3 тыс. специалистов по основному ОКВЭД (74.10 – «Деятельность, специализированная в области дизайна»). Еще 144 тыс. профессионалов применяют дизайн-навыки в смежных сферах – от архитектуры до digital-маркетинга.

Отрасль охватывает четыре ключевых направления: промышленный дизайн (продукция, техника, транспорт), средовой и интерьерный дизайн (общественные пространства, жилье), графический и коммуникационный дизайн (брендинг, упаковка, визуальные решения), а также прочие специализации (мода, UX/UI, ландшафтный дизайн).

Однако статистика не всегда отражает реальный масштаб отрасли: многие дизайнеры работают в других секторах экономики, а их вклад остается «невидимым» для официальных отчетов.

«Дизайн – это не просто визуальная эстетика, а метод решения задач продукта или бренда. Он охватывает разные сферы: промышленный, фэшн-, диджитал-дизайн и тесно связан с инженерией, журналистикой, производством и маркетингом. Такая интеграция даёт сильный мультипликативный эффект. Как показывает опыт Южной Кореи, Сингапура или Китая, инвестиции в эту отрасль дают мультипликативный эффект: растёт экспорт, создаются высокотехнологичные продукты, укрепляются бренды. Наша задача – сделать российский дизайн конкурентоспособным на глобальном рынке. Сегодня особенно важно сосредоточиться на развитии собственных брендов. С 2022 года активизировались российские компании, и если зарубежные давно умеют эффективно работать с дизайном, то отечественные бренды только осваивают этот путь. Чем быстрее мы осознаем ценность дизайна, особенно в B2C, тем скорее появятся конкурентоспособные российские продукты», – отмечает директор Центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-заде.

Что мешает дизайн-индустрии развиваться?

Согласно выводам экспертов, несмотря на оптимистичные прогнозы, у отрасли есть серьезные вызовы: разрыв между спросом, который сосредоточен в регионах, и предложением дизайн-услуг, тяготеющим к столичному региону, отсутствие комплексной поддержки индустрии в регионах, дефицит опытных кадров и острый недостаток топ-менеджеров с компетенциями в сфере дизайна, ограниченный доступ к зарубежным ИТ-решениям. Играет роль и малая осведомленность о возможностях и вкладе индустрии в экономические процессы, отмечают эксперты.

«Дизайн – это изменения, которые формируют будущее экономики, комфортную среду и экспортный потенциал страны. Индустрия сложно анализируемая и является сквозной в креативной экономике, которая требует регулярных исследований и анализа для формирования полноценной базы потенциала дизайнеров, компаний, брендов и их доли участия в ВВП страны. Сегодня во время перемен и санкционных давлений отечественная индустрия дизайна создает не только инновационные проекты и сервисы, но и продукты, которые транслируют традиционные и культурные ценности, как тренд на интерес к России и всему русскому на рынке, как мягкую силу и вектор технологического развития государства в горизонте событий ближайших десятилетий», – отмечает президент Союза дизайнеров России, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Виталий Ставицкий.

Куда выходить российским дизайнерам?

Российский дизайн востребован за рубежом, особенно в странах Азии и БРИКС. Интерес к нему подогревает глобальный тренд на этническую эстетику и запрос на нестандартные визуальные решения. Однако для успешного выхода на международные рынки нужна системная поддержка: участие в выставках, гранты на экспортные проекты, продвижение через платформы, отмечают авторы исследования.

Мировой опыт показывает, что успешное развитие дизайн-индустрии требует системной государственной поддержки – от финансирования стартапов до интеграции дизайна в промышленность и образование. Россия сейчас на пути к такому же комплексному подходу.

АСИ реализует комплексный подход к развитию креативных индустрий. В рамках сотрудничества с Минэкономразвития АСИ отвечает за разработку и координацию мер поддержки, а также ведёт активную работу с профильными федеральными органами власти и представителями ключевых отраслей. Особое внимание уделяется созданию дорожных карт и формированию системных решений, направленных на достижение стратегических показателей отраслевого роста.

Источник