Рассуждая о возможностях новых санкций, Родзянко отмечает, что у бизнеса нет однозначных ожиданий на этот счет. При этом он полагает, что санкции в будущем не затронут трубопроводные проекты и российский госдолг.»Я думаю, что по «трубам» не будет санкций, потому что это в основном европейский проект. У Европы нет настроения углублять и расширять санкции. В закон, принятый в США, в ходе согласования была вставлена фраза о том, что при введении санкций нужно консультироваться с союзниками. Но значит ли это, что отсутствие аппетита к усилению санкций у Европы заблокирует желание сделать это со стороны некоторых политиков из США?» — рассуждает Родзянко.
«Второе – в Европе санкции привязаны к действиям на Донбассе и в Крыму. В принятом в США законе написано много о правах человека, вмешательстве во внутреннюю политику США, Украины, разоружении – приведено много разных причин, и они не привязаны к конкретным санкциям. Таким образом, появилась разница в режимах санкций между США и Европой», — продолжает он.
Родзянко не ожидает, что Европа будет смягчать санкции, но выражает «почти полную уверенность, что в отсутствие каких-то драматических событий не будет и их какого-либо усиления». «То есть, в Европе стабильная ситуация с санкциями, в то время как в США есть политическое давление увеличить санкции и есть желание со стороны президента их смягчить. И есть понимание, что нужно работать согласованно с союзниками, а как это все выйдет в результате – очень сложно предсказать», — отмечает он.Он также выразил сомнение, что санкции распространят на госдолг России. Подписанный в августе закон о санкциях предполагает, что в течение полугода (180 дней) после его принятия конгресс США соберется для обсуждения возможности расширения ограничительных мер на госдолг РФ.
«Я очень сомневаюсь, что санкции распространятся на госдолг, … России особенно не нужно заимствовать деньги, стране хватит своих ресурсов. … Но даже если это произойдет, я не думаю, что это будет иметь очень сильное влияние», — считает Родзянко.
Ожидания инвесторов
Говоря о влиянии санкций на работу американского бизнеса в России, Родзянко рассказал, что компании продолжают работать в стране и чувствуют себя лучше в плане результатов. «Но они напряжены тем, что потенциально будут санкции. Люди вкладывают, компании вкладывают новые ресурсы в развитие бизнеса, но, как и прежде, может быть, даже больше, чем прежде, они не афишируют свои инвестиции», — сказал он.В России, отмечает он, есть экономический рост, упорядочивание деловых отношений, улучшилась и платежная дисциплина, у некоторых компаний выросли продажи, и многие себя реструктурировали, учитывая снижение спроса, что дало им возможность более уверенно себя чувствовать в новых экономических реалиях.
«Кроме того, в результате девальвации рубля появилась возможность экспортировать из России. Многие наши компании пользуются этой возможностью, экспортируют из России произведенную здесь продукцию», — отмечает Родзянко.Что касается экономики, AmCham отмечает большую работу, которая делается по улучшению условий для ведения бизнеса в России, что позволило ей подняться до 35 места в рейтинге Doing Business 2018. «Мы ждем, что эта работа продолжится, и каждая из наших компаний – членов Американской торговой палаты в России сможет на практике оценить ее результаты – например, в том, что касается экспортно-импортных процедур или согласований строительства», — заключил он.