Согласно опросам, более 50% предпринимателей положительно оценивают влияние «регуляторной гильотины» на бизнес. Запущенная в 2024 году «Гильотина 2.0», направленная на сокращение требований, сроков и затрат на инвестиционные проекты по отраслевому признаку на основе предложений бизнеса, позволит оптимизировать порядка 1000 требований к концу 2025 года. Об этом статс-секретарь — заместитель министра экономического развития России Алексей Херсонцев рассказал на полях сессии «Регуляторные условия ведения предпринимательской деятельности: нужна ли нам новая гильотина?» XIII Петербургского международного юридического форума.
Он, в частности, отметил, что введение «регуляторной гильотины» стало одним из ключевых событий в сфере регуляторной политики последних нескольких лет. В ее работу было вовлечено 39 ведомств, более 1300 экспертов, 43 специально созданные рабочие группы. Отменено более 12 тыс. устаревших актов российского и советского периодов, взамен принято 447 новых актов, прошедших многоуровневый фильтр. Кроме того, в рамках «гильотины» был принят Закон об обязательных требованиях № 247-ФЗ, который обозначил единые сроки вступления в силу нормативных правовых актов (1 марта и 1 сентября), а также шестилетний срок действия обязательных требований.
«Эти два инструмента, во-первых, обеспечивают предсказуемость всех обязательных требований, а во-вторых, шестилетний период как бы перезапускает ту самую „гильотину“ постоянно. Мы регулярно взаимодействуем с нашими коллегами по другим ведомствам, чтобы те требования, которые были введены, оценивались, и исходим из того, что это будет происходить раз в шесть лет», — подчеркнул Алексей Херсонцев.
Среди ключевых инструментов преобразования регуляторных условий ведения бизнеса Алексей Херсонцев также выделил процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и публичного обсуждения нормативных актов. Первая направлена на выявление в проектах актов избыточных требований и положений, приводящих к необоснованным расходам бизнеса, вторая — на более качественную проработку документов с учетом общественной дискуссии.
«Публикация на сайте regulation стала обязательной с 2012 года. За 13 лет проекты просматривались около 200 млн раз. Проведено около 117 тыс. публичных обсуждений», — прокомментировал статс-секретарь — заместитель министра.
Накопленный опыт реформ и существующие инструменты регуляторной политики позволяют эффективно их использовать для решения текущих задач, считает директор департамента обеспечения регуляторной политики Правительства РФ Андрей Спиридонов.
«Сейчас инвентаризация производится по инфраструктурному принципу. Мы перешли к более точечной работе по отдельным направлениям с целью дальнейшего снижения административных барьеров. Требования пересматриваем более точечно, но даже за такой небольшой период времени оптимизировали уже порядка 400 требований. Какие-то отменили, какие-то актуализировали. Работа живая, идет в постоянном системном ключе, разумеется при активном участии отраслевого профильного сообщества», — акцентировал Андрей Спиридонов.
Он также отметил, что по поручению заместителя председателя — руководителя аппарата Правительства РФ Дмитрия Григоренко, курирующего проект, в рамках «Гильотины 2.0» идет процесс не только оптимизации обязательных требований, но и упрощения взаимодействия с государством в части сокращения сроков и количества требуемых документов. Например, по направлению «Гостиница» сокращен срок по оценке оснований для вывода земельного участка на аукцион для строительства гостиницы с двух месяцев до одного.