Регионы признают, что пока не вполне готовы к наплыву туристов из-за рубежа, но планируют объединяться для предоставления привлекательных турпродуктов
Сегодня завершился прием диагностических карт от регионов в рамках первого этапа программы по развитию въездного туризма «Открой твою Россию». Инициаторами выступили Агентство стратегических инициатив (АСИ), Минэкономразвития России и Центр стратегических разработок. Цель программы — определить и раскрыть туристический потенциал российских регионов на глобальной арене, сформировав профессиональные, конкурентоспособные турпродукты, ориентированные на международного путешественника.
«Сегодня для регионов важно критично оценить соответствие своих туристических продуктов требованиям международного рынка. К выходу на этот уровень пока готовы далеко не все. Однако мы рассчитываем, что в ходе реализации программы многие российские субъекты откроют для себя новые возможности развития туристического потенциала, научатся привлекать туристов из-за рубежа. Важно предлагать новые смелые идеи, творчески подходить к формированию продуктов, искать каналы продвижения для различных стран. По итогам этой работы мы сможем обобщить лучшие практики, тиражировать их на другие проекты и продукты для зарубежных рынков», – отметил министр экономического развития Максим Решетников.
Программа стартовала с масштабной аналитической работы. Более 60 субъектов Российской Федерации подали диагностические карты, каждая из которых состоит из двух содержательных частей. Первая включала комплексный анализ текущего состояния сферы туризма, существующих ресурсов и предпосылок для приема иностранных туристов, а также представление междисциплинарной команды региона. Во второй части регионам предлагалось самостоятельно сформировать стратегическое видение, представить прототип туристического продукта, описать целевые рынки и аудитории, на которые он ориентирован.
Диагностическая карта — это первая масштабная инициатива, когда регионы самостоятельно проанализировали свой уровень готовности к приему иностранных туристов.
«Предварительный анализ диагностических карт показал: регионы признают, что им пока не хватает специалистов по работе с иностранными туристами, а также четкого представления о позиционировании себя на международной арене. Вместе с тем они понимают, что продукт, созданный для внутреннего туризма, не может быть автоматически перенесен на внешний рынок — необходима адаптация, новые форматы, иная логика подачи. Каждый регион России располагает уникальными ресурсами и возможностями для развития въездного туризма, наша задача — обеспечить раскрытие туристического потенциала многонациональной страны, определить релевантные внешние рынки и создать конкурентоспособные турпродукты, опираясь на сильные стороны территорий», — подчеркнула генеральный директор АСИ Светлана Чупшева.
«За последние годы произошла трансформация рынка въездного туризма. Теперь к нам приезжает не близкий по запросам европейский турист, а путешественники из стран Персидского залива и Азии. Если бизнес – туроператоры, отельеры и рестораторы – сумели быстро перестроиться, то чиновники в регионах не все. Многие продолжают работать по старинке и теряют поток интуриста. ЦСР совместно с регионами создал каталог турпродуктов для иностранцев Time to Travel и продолжает его наполнять. Совместная работа с АСИ, Минэкономразвития и экспертами рынка поможет выйти на качественно новый уровень под национальным туристическим брендом Discover Russia. Привлекать иностранного туриста надо креативно, определившись с целевыми странами и создав качественный турподукт. Во всем этом и будем помогать регионам», — сказал генеральный директор ЦСР Павел Смелов.
Несмотря на вызовы, многие регионы демонстрируют готовность к объединению усилий: формированию межрегиональных маршрутов, созданию общих брендов и предложений, способных конкурировать с туристическими продуктами ведущих стран. Основные акценты делаются на том, что Россия может предложить миру уникальные места и впечатления: северное сияние, нетронутую природу, горный воздух, уникальные климатические зоны, погружение в атмосферу традиций и культурной самобытности. Регионы делают ставку не только на природные феномены, но и на аутентичную гастрономию, локальные «вкусовые открытия», которые могут стать визитной карточкой территории. При этом осознается необходимость баланса — чтобы иностранный гость чувствовал себя комфортно, регионам важно уметь предложить и знакомую кухню, и понятный формат сервиса.
Следующий шаг — работа Экспертного совета, который приступает к детальной оценке поступивших карт. По итогам отбора будет сформирован перечень участников программы, с которыми АСИ и партнеры приступят к разработке профессиональных турпродуктов, способных выйти на международные рынки. Эти продукты войдут в каталоги зарубежных туроператоров и станут частью продвижения страны через проект «Знаток России».
«Открой твою Россию» — это не просто туристическая инициатива. Это стратегический шаг к устойчивому международному партнерству, к перезапуску восприятия России как уникального и доступного туристического направления с человеческим лицом, глубоким культурным кодом и невероятным природным разнообразием.