85% городов России — небольшие: в каждом из них живет меньше 100 000 человек. Города непохожи друг на друга, у них разные условия для бизнеса, инфраструктура, платежеспособность населения.
Но все различия небольших городов перевешивает одна общая черта — людей в них мало. Это может заставить будущего предпринимателя задуматься: а стоит ли начинать здесь бизнес? Целевая аудитория меньше, чем в большом городе, выбор сотрудников и подрядчиков ограничен, а расти сложно, потому что потенциальные клиенты быстро заканчиваются.
Однако даже в таких условиях возможно вести бизнес. Собрали в статье пять идей для бизнеса в маленьком городе и рассказали об особенностях каждого из них.
Рассмотрим плюсы и минусы маленьких городов с точки зрения бизнеса. Начнем с плюсов:
Хорошо работает сарафанное радио. Стоит только открыть новый магазин, и о нем уже знает весь город. Иногда не нужна даже реклама: клиенты просто приходят, потому что порекомендовали знакомые или интересно посмотреть на новое место.
Однако это работает и в обратную сторону: если в вашем заведении случится неприятная ситуация, история об этом быстро разлетится по всему городу — и бизнес может потерять клиентов. Поэтому в маленьких поселениях нужно особенно беречь репутацию и следить за качеством сервиса.
Многие друг с другом знакомы. Если предприниматель всю жизнь прожил в городе, он наверняка знает его особенности и большую часть жителей. В будущем это может помочь с ведением бизнеса. Например:
Даже если небольшой город для вас неродной, вы сможете быстрее понять потребности покупателей, чем если бы открывали бизнес в мегаполисе.
У бизнеса вряд ли будет много конкурентов или не будет совсем. В маленьком городе иногда не бывает даже самых привычных мест: химчисток, книжных магазинов, ветеринарных клиник — а спрос на них есть. Местным жителям приходится ездить в областной центр, чтобы, к примеру, сделать питомцу прививку. Эти потребности клиентов можно закрыть.
Перед запуском бизнеса в маленьком городе особенно важно проанализировать потенциальный спрос. Если окажется, что местным жителям предложение неинтересно, клиентов у бизнеса не будет — их просто неоткуда взять.
Вот как можно выяснить, будет ли востребован ваш товар или услуга:
Если выяснится, что спрос на продукт в регионе недостаточный, можно попробовать этот спрос сформировать: рассказывать о преимуществах, объяснять потенциальным клиентам, как продукт может им помочь.
У жителей небольшие доходы. Часто маленькие города находятся далеко от областных центров. Жители работают на местных предприятиях, получают маленькие зарплаты. Может оказаться, что они просто не могут себе позволить ваш продукт.
→ Перед открытием бизнеса можно изучить доходы местных жителей. Так вы поймете, доступен ли им ваш продукт, и сможете установить на него разумную цену. Например, информацию о доходах в регионе можно получить из данных Росстата.
Можно также изучить вакансии в городе на сайтах по поиску работы и посмотреть, какие зарплаты предлагают работодатели.
Сложно искать сотрудников. В маленьком городе круг поисков ограничен. Предприниматель выбирает только из местных жителей. Но чем меньше поселение, тем ниже вероятность, что люди в нем подойдут под ваши требования. Иногда бывает сложно найти даже продавцов в магазин. А если речь, например, об учителях английского языка?