Надежда Васильева занимается практической психологией с 2002 года. Первые годы после окончания университета она работала психологом и преподавателем психологии в медицинском колледже. В то время Надежда уже принимала немало людей, желающих получить психологическую помощь. Постепенно у нашей героини появилась идея открыть параллельно свой кабинет по оказанию психологических услуг. Первый кабинет распахнул свои двери для клиентов в 2005 году.
«Первый раз когда я открыла свой кабинет, я столкнулась с тем, что все, что я зарабатывала, отдавала за аренду помещения. Несколько месяцев проработав, я поняла, что это невыгодно, поэтому кабинет закрылся. Потом я работала в институте психологии СВФУ. Работая там преподавателем, я зарегистрировала свое ИП. За все это время я периодически снимала разные кабинеты, работала и с другими психологами. В 2016 году мы с известным психологом Татьяной Сабарайкиной открыли центр психологической помощи «Инсайт» на улице Пушкина. Сейчас я уже работаю в своем центре и у меня несколько психологов, которые работают вместе со мной».
Стоит отметить, что первое образование у Надежды музыкальное. Всю жизнь она училась в музыкальной школе, постигая азы игры на фортепиано. После девятого класса Надежда поступила в музыкальный колледж, во время учебы в котором она поняла, что музыка — это не то, чем она хотела бы заниматься всю жизнь. Для хобби и саморазвития это замечательно, но не как дело жизни. «Я не видела себя работающей в музыкальной сфере. Это огромный труд, этомунужно посвятить себя полностью».
Когда встал вопрос выбора, чем же она все-таки будет заниматься после окончания колледжа, как раз в тот год на выездной комиссии по поступлению в центральные вузы набирались психологи в Российский государственный педагогический университет.
«Это то, чем я с детства любила заниматься. Мне всегда было интересно, как люди живут, какие у них сложности, радости. Люди всегда ко мне обращались за советом, со своими проблемами, я всегда умела слушать и понимать людей. Я очень любила знакомиться с людьми, у меня было много друзей. Везде, где я не бывала, у меня было очень много знакомых. Можно сказать, что я человек общительный и люди сами по себе для меня интересны. Тогда психология не так сильно была распространена. В тот год на психолога было всего три места и среди поступивших туда, оказалась и я. Учеба в Питере прошла замечательно. Я была старше своих сокурсников, и меня сразу сделали старостой группы. Потом я познакомились с будущим своим мужем на первом курсе. В итоге в Питере я прожила шесть лет. Закончила там бакалавриат и магистратуру, затем еще и заочную аспирантуру. Питер — это мой родной второй город, можно сказать».
ПЯ: Какие направления представлены в Вашем центре?
— Мы ведем индивидуальные и семейные консультации. К нам обращаются супружеские пары, родители и дети, а иногда приходят и всей семьей. У молодых людей часто возникают споры и вопросы по методу воспитания детей. Обращаются люди самых разных возрастов, профессий, национальностей и вероисповеданий.
Основная проблематика индивидуальных консультаций: сложности в общении; депрессивное состояние; сильный и продолжительный стресс; потеря близкого человека, чувство горя, утраты; тревога и панические атаки; страхи; расстройства питания, лишний или недостаточный вес; проблемы на работе; неудовлетворенность собой, жизнью, браком, работой; чувство одиночества, покинутости; вспыльчивость, раздражительность, обидчивость; агрессия и аутоагрессия; чувство вины, обида; предательство; психологические травмы и посттравматическое стрессовое расстройство; насилие — физическое, психологическое, сексуальное; психосоматические болезни и др.
На семейную консультацию обращаются по следующим запросам: нет взаимопонимания, поддержки и уважения в семье; не удовлетворяются потребности в браке; постоянные конфликты; предразводная ситуация; измена; насилие физическое и психологическое; зависимость и созависимость; разногласие в воспитании детей; поведенческие проблемы у ребенка (агрессия, зависимость, нет желаний и мотивации, суицидальное поведение и др.); возрастные кризисы у детей (3,7,подростковый) и др.
ПЯ: Расскажите о коллегах, с которыми вы работаете.
— У нас три основных психолога: кроме меня еще Федорова Светлана Владимировна – консультант, тренер, телесный терапевт, гипнотерапевт и Семенова Юлия Револиевна – консультант, тренер. А также есть сотрудники, которые работают по совместительству.
ПЯ: С какими проблемами обращаются чаще всего?
— Сложно сказать, статистики такой общей нет. Много обращений с семейными проблемами. На протяжении жизни семья может столкнуться с разными кризисными периодами: создание семьи, рождение ребенка, рождение второго ребенка, кризис семи лет и так далее. А еще это часто совпадает с личностными возрастными кризисами тридцати/сорока лет, которые отражаются в том числе и на семейной жизни. Вытекающие оттуда проблемы — измены, патологическая ревность, созависимые отношения. Не говоря уже о прямых зависимостях — алкоголь, наркотики, лудомания, кредитомания, компьютерная зависимость, зависимость от соцсетей, спортивная и др.
ПЯ: Какие методы применяете?
— Мы практикуем немедикаментозные методы психотерапии, работаем с эмоциональным состоянием и мыслительными установками. Практикуем телесную терапию, метафорические карты, гештальт-терапию, нейролингвистическое программирование и гипноз. Эти методы достаточно эффективны и безопасны.
ПЯ: Сколько длится приём?
— Обычно длится до двух часов. Зависит от характера обращения. На первом приеме мы проводим диагностику и тут же оказываем возможную помощь. Если случай сложный, то мы назначаем определенный курс терапии.Тут всё индивидуально, кому-то достаточно пару консультаций, а бывает, что очень много разных переживаний накопилось у человека, тогда нужна уже длительная терапия. Обычно консультации проводятся с периодичностью раз в неделю до улучшения состояния.
ПЯ: Бывает ли такое, что человеку стало лучше, но потом обращается к Вам повторно?
— Бывает, приходят повторно, но уже с какими-то другими проблемами. Допустим, он приходил по вопросам личной терапии, а потом он обращается с семейными проблемами.
ПЯ: В Якутске психологическая помощь не так развита как за рубежом, где каждый второй, наверное, ходит к психологу. Как Вы думаете, какие перспективы развития в этой сфере у нас наблюдается в настоящее время?
— У нас в республике действуют государственные центры, которые принимают детей, семьи, пенсионеров, инвалидов на бесплатной основе. То есть каждая категория населения имеет возможность бесплатно получать психологическую помощь. Но этих центров мало, очереди там на месяц вперед, так как потребность в помощи у населения очень высокая.Частных центров у нас еще меньше. Есть психологи, практикующие на дому, но их тоже не так много. На самом деле психологическая помощь нужна каждому в определенное время. Какие-то сложные ситуации бывают в жизни у всех людей. И это не значит, что он слабый или неуравновешенный. Любому человеку бывает нужна помощь и поддержка. Если эта помощь профессиональная и квалифицированная, то человек быстрей с этим справляется. Очень часто бывает такое, что человек впервые обращается к нам в возрасте 40-50 лет и потом сетует на то, что не пришел к нам раньше.
Недавно у нас прошло первое методическое рабочее совещание психологов при Министерстве по делам молодежи и семейной политике республики. Смысл в том, чтобы этот методический совет объединял всех психологов. Потому что психологи есть во многих министерствах и ведомствах здравоохранения, образования, социальной помощи, МВД, МЧС и т.д. Целью объединения является обмен опытом и методическая помощь. Ведь мы все связаны одним делом, преследуем единую цель.
ПЯ: Наверное, в нашей республике многие не привыкли ходить к психологу…
— Я бы так не сказала. В последнее время наблюдается рост обращений.
ПЯ: А что тогда повлияло на этот рост?
— Скорее всего, это общемировая тенденция. Потому что за границей есть такая культура психического и психологического здоровья. У нас с этим сложно, люди верят больше гадалкам, они пользуются огромным спросом и популярностью. Получается, что в ментальности есть какая-то вера в сверхъестественные силы, и она превосходит веру в силы собственные (смеется). Чем отличаются психологи от тех же экстрасенсов? Экстрасенсы привлекают внешние силы, а психолог наоборот — активизирует собственные ресурсы человека, чтобы он сам научился справляться со сложностями. Конечно, некоторым хочется, чтобы проблемы решались сами собой волшебным способом, не прикладывая к этому никаких собственных усилий. Но тенденция запада проникает и в наше сознание. В последнее время стало много фильмов и сериалов, где фигурирует образ психолога. Это тоже способствует тому, чтобы люди стали воспринимать психологическую помощь как
одну из необходимых и важных составляющих жизни, а не как нечто постыдное, непонятное или ненужное.
ПЯ: Насколько отличаются онлайн-консультации от очных в плане эффективности? Есть ли большая разница?
— Конечно, при онлайн консультации, когда мы общаемся с человеком через интернет, есть определенные ограничения. Например, мы не можем провести телесную терапию. Но в целом, онлайн консультация также эффективна, как и очная. Просто сейчас люди у нас не совсем готовы к такому, не у всех есть стабильный и скоростной интернет. А когда я общаюсь с коллегами с Москвы и Питера, то некоторые говорят, что у них даже нет кабинетов, все консультации они проводят онлайн из дома. Мы проводим консультации по телефону с живущими в дальних улусах и не имеющими возможность приехать в Якутск. Мобильная связь сейчас есть во всех самых отдаленных уголках республики.
ПЯ: Люди к Вам приходят уже открытые, или нужно их раскрывать?
— В отличие от бесплатных консультаций, на платной основе приходят все-таки люди более мотивированные. Если человек ко мне приходит, то он уже готов раскрыться и получить помощь. Соответственно, он выкладывается, не будет сидеть и молчать. Допустим, мои коллеги, которые работают в госструктурах, говорят, что к ним приводят людей, которые вообще ничего не хотят. И таких клиентов у них бывает много. Открытость, кстати, зависит еще от характера. Все люди разные, некоторым нужно задавать много вопросов, а у некоторых даже ничего спрашивать не надо, они все сами расскажут, могут сами анализировать, рефлексировать. Но в любом случае человек открывается и чем больше он открыт, тем лучше можно ему помочь.
ПЯ: Как человеку понять, что ему нужна помощь психолога?
— В основном приходят люди, которые находятся в состоянии тупика, когда они не знают, как им дальше быть. Часто этим людям не с кем поделиться своими переживаниями, они боятся осуждения или непонимания. Иногда люди приходят и не могут объяснить, что их беспокоит. Внешне в их жизни все хорошо, есть семья, хорошая работа, а чувства удовлетворения и счастья нет, внутри как они описывают свое состояние «дыра или пустота». Когда нет жизненной энергии, человек не знает, куда он идет и зачем живет. Когда ситуация кажется безвыходной и человек уже теряет веру и надежду. Когда внутренние переживания настолько сильные, все мысли только о плохом, что человек не может жить и радоваться жизни. Очень хорошо, когда есть близкие (друзья или родственники), которые могут выслушать и понять. Это уже является поддержкой, не профессиональной, но всё же помощью. Профессиональная помощь отличается тем, что у человека актуализируют собственные внутренние силы, легко и быстро отпускаются негативные переживания, которые человек годами носит в себе, дается уверенность в себе и в своем будущем.
ПЯ: Меня всегда интересовал тот факт, что психологи помогают людям, выслушивают их проблемы, помогают им решить многие вопросы… А как же психологи помогают себе?
— Как и врачи, психологи не сосредотачиваются на боли и проблеме человека, а концентрируются на возможных способах разрешения и выхода из сложной жизненной ситуации. Иногда мне кажется, что моя работа похожа на работу следователя, так как я хочу докопаться до причины проблемы. Понять, что привело человека к такому состоянию. Если говорить метафорически, это даже похоже на дайвинг. Ты погружаешься в глубины бессознательного, изучаешь, ищешь эту самую внутреннюю причину. Каждый человек неповторим, опыт работы с каждым по-своему увлекателен и интересен. Моя задача — распутать клубок, дойти до сути проблемы, помочь человеку развязать узелки и дать уверенность в себе, которая уже будет всегда с человеком в дальнейшем. Человеку бывает сложно посмотреть на все со стороны, выйти за рамки своего восприятия, а психолог помогает расширить взгляд на себя и проблему, тогда становится понятно, куда в каком направлении двигаться дальше. Зная все эти методы, конечно же, мне, как психологу, легче справляться со своими трудностями. Но в сложных ситуациях психологи сами тоже обращаются к своим коллегам за помощью, как и врачи тоже лечатся и сами следят за своим здоровьем.
ПЯ: Психологи дают советы, как правильно жить, а насколько им самим легко живется?
— Прежде всего, я считаю, что нужно заботиться о себе. О собственном психологическом, эмоциональном, физическом здоровье. Я этому уделяю очень много внимания. Если я себя плохо чувствую, то могу отменить все встречи. Если я сама нахожусь в каком-то плохом состоянии, то я не смогу помочь человеку. Это очень важно, чтобы психолог сам был здоров. И чтобы в семье у него все было нормально. Мы с мужем живем уже 22 года, у нас трое детей. В том числе и на этом основании, я считаю, что могу заниматься семейной психотерапией. По собственному опыту знаю, что такое брак и воспитание детей разного пола, разного возраста. Личный опыт мне очень сильно помогает в работе.
ПЯ: Что касается вопроса предпринимательства, насколько подобный бизнес считается рентабельным и сложно ли его вести?
— Вообще в ОКВЭД даже нет такого вида деятельности как «психологические услуги». Это относится к прочим социальным услугам. Мне кажется, что это социальный бизнес, который ориентирован больше на оказание помощи, нежели на заработок. Но с другой стороны, затрат для ведения деятельности очень мало. Не нужно закупать дорогое оборудование, инструменты ит.д. Бумага, карандаш и метафорические карты — вот нехитрый минимальный набор психотерапевта. Получается, что прибыль зависит от потока клиентов, а это в свою очередь зависит от качества оказываемых услуг. Люди сейчас в основном приходят к нам по рекомендациям тех, кто уже получил у нас психологическую помощь. Уже работает наработанное годами имя и имидж.
ПЯ: Какие планы у Вас на будущее?
— Я хочу расширить деятельность, психологические услуги пользуются сейчас большим спросом и спрос этот будет расти. Хотелось бы большое помещение, организовать тренинговый зал, привлекать больше психологов для работы.
ПЯ: Что бы Вы пожелали читателям журнала?
— Мышление предпринимателя совершенно другое, чем у работников бюджетной сферы. Это люди, которые постоянно рискуют, что-то теряют и при этом очень много приобретают. Они постоянно развиваются, учатся, они никогда не стоят на месте. Желаю сохранить им этот темп жизни, но вместе с тем больше отдыхать, заботиться о своем психологическом здоровье, не перенапрягаться, а чередовать работу и отдых. Потому что человек может эффективно работать, только если он при этом находит время и на отдых. Желаю всем читателям психологического здоровья!
Источник: Предприниматель Якутии