Молодой предприниматель из Вилюйского района Максим Харлампьев второй год занимается необычным для Якутии производством, а именно изготовлением итальянских сортов сыра. О тонкостях этого дела он и рассказал нам.
Что вас подтолкнуло заняться столь необычным для нашего края производством?
Максим Харлампьев: У меня бухгалтерское образование. Так что решив стать предпринимателем, я занялся подсчетами – в какой сфере можно получить большую прибыль? Так как я вырос в деревне, с детства был не понаслышке знаком с тяготами сельской жизни, с настоящим физическим трудом. Кроме того, мой отец работает в крестьянско-фермерском хозяйстве «Тускул». Я решил развиваться в том же направлении. Итак, изучив местные рынки, пришел к выводу, что изготовление сыра может быть выгоднее, чем традиционное у нас производство сметаны и масла. Надо сказать, я не прогадал: на рынке сыропроизводителей в республике достаточно свободных мест – здесь и сейчас всего 2-3 предприятия.
Наверное, изготовление сыра требует специальной техники и определенных знаний – не может же человек взять и начать делать сыр?
Максим Харлампьев: Да, первым делом я начал искать необходимое оборудование. Через консультационно-методологический центр при Министерстве сельского хозяйства РС(Я), вышел на дилеров такой техники в Москве и выехал туда. Мне очень повезло найти именно их, потому что они не только продали мне оборудование, но и научили как им пользоваться. В течение пятидневного курса специалисты показали, как собрать установку, рассказали о технологиях приготовления разных сыров. В общем, обратно я приехал более уверенным в успехе затеянного дела.
Стоимость оборудования составляла 1,5 миллиона рублей. Мы с отцом взяли кредит на такую сумму. Эти деньги я потом возместил с помощью субсидии Центра поддержки предпринимательства РС(Я). Мой мини-завод состоял из мини-сыроварни, ванны и формы для сыра, холодильника. Позже я купил оборудование для вакуумной упаковки за 109 тысяч рублей. Можно сказать, мне повезло купить оборудование при хорошем курсе рубля. Не знаю решился бы я сейчас приобрести все это.
Какие сорта сыров вы изготавливаете? Откуда берете необходимые компоненты?
Максим Харлампьев: Я произвожу четыре сортов сыра: плавленный – «страккино», десертный – «рикотта», мягкие – «качотта» и «моцарелла». Молоко мне сдают местные: население и КФХ «Тускул». Годовой план – 580 тонн. В сыроварню за раз можно загрузить 120 литров молока, на выходе получаем 13 килограмм сыра. Значит, сыром становится 12% от одного литра молока. Но многое зависит от жирности молока. И тут надо отметить один интересный факт. Самое подходящее для изготовления сыра молоко дают коровы якутской породы, чье поголовье практически истребили в советское время. Сейчас в республике меньше 400 якутских коров. Мне повезло, что в 2013 году привез из Верхневилюйского улуса 5 коров и одного быка. Жирность молока якутского скота почти вдвое выше, чем у обычных симменталов. Да и вкусовые качества сыра из такого молока уникальны. Если бы нам удалось восстановить поголовье якутского скота, то якутский сыр мог бы стать мировым брендом.
Но вернемся к нашему вопросу. Кроме молока, в состав сыра входят специальная закваска, сычужный фермент. Эти компоненты приходится заказывать из Москвы.
Какой ценовой политики вы придерживаетесь? Как распространяете свою продукцию?
Максим Харлампьев: Хочу, чтобы у меня появились постоянные покупатели, чтобы мой бренд «Лекеченский сыр» получил известность. Пока я изучаю рынок, цены на продукцию сдерживаю на низком уровне.
Работаю в основном по частным заказам. Обычно коллективы предприятий города Вилюйска заказывают крупные партии сыра. Потихоньку формируется база постоянных клиентов. Что касается населения родного села – лекеченцы давно привыкли видеть сыр моего производства у себя на столе, многие по вкусу уже распознают сорта.
Прошлой осенью я принял участие в выставке «Бизнес-Экспо» в Якутске. Привез в город 180 килограмм сыра – раскупили за день! Интересовались где можно найти, как приобрести… Такая оценка моего сыра – хорошая мотивация для дальнейшего развития.
Какие у вас планы на будущее?
Максим Харлампьев: На выставке на мою продукцию обратили внимание представители гипермаркета «Айгуль» – сейчас обсуждаем возможность сотрудничества с ними. Думаю, это хорошая возможность для бизнеса.
Во любом случае, надо расширять производство. Уже сейчас задумываюсь о расширении ассортимента: ведь многие твердые сорта сыра могут храниться до двух лет, а «качотта», которую я сейчас делаю, например, сохраняет свежесть в течение лишь 30-60 суток.
Пока работаю один, но в ближайшем будущем, наверное, придется нанять работников. Ведь спрос на продукцию есть, а ковать надо, пока горячо.