С введением ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции повлекло масштабный перевод работников организаций на режим удалённой работы вне стационарных рабочих мест с использованием информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет. Поскольку режим «самоизоляции» неоднократно продлялся, удалённая работа сотрудников продолжалась несколько месяцев и скоро выяснилось, что «удалённые» отношения работодателя с работником не урегулированы трудовым законодательством.
В самом деле, как вести учёт рабочего времени удалённого сотрудника, как соблюдать трудовую дисциплину, внутренний трудовой распорядок, как ознакомить работника под роспись с правилами, инструкциями и приказами? В целях устранения противоречий между реальными процессами в сфере труда в период пандемии и российским трудовым правом группой депутатов Госдумы и членов Совета Федерации разработан и внесён в Государственную думу РФ проект Федерального закона N973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы».
В связи с этим, в Министерстве труда и социального развития Республики Саха (Якутия) 30.07.2020 г. проведён Круглый стол по внесению поправок к принятому в первом чтении проекту Федерального закона N973264-7 с участием депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Галины Данчиковой, заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Ольги Балабкиной, председателя комитета по здравоохранению, социальной защите, труду и занятости Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Владимира Чичигинарова, представителей федеральных и республиканских ведомств. Где Торгово-промышленную палату Республики Саха (Якутия) представила Надежда Субурусская — вице-президент ТПП РС(Я).
Торгово-промышленная палата Якутии изучила и направила замечания и предложения по законопроекту N973264-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы». По мнению экспертов Палаты, понятия «дистанционная работа» и «удаленная работа» не являются идентичными, следует различать дистанционную и удалённую формы занятости.
Понятие «дистанционная работа» и нормы, регулирующие особенности труда дистанционных работников, введены в Трудовой кодекс Российской Федерации главой 49.1 и действуют с 2013 года в целях повышения гибкости рынка труда для развития инновационных направлений деятельности предприятий. В ней отразились, пусть не в полном объёме, инициативы по упрощению трудовых отношений: дистанционный работник вправе самостоятельно определять своё рабочее место, время работы и время отдыха, работодатель вправе устанавливать в трудовом договоре о дистанционной работе основания для его расторжения и иное. В контексте целеполагания изменения в регулировании дистанционной работы должны быть направлены исключительно на последовательное упрощение системы трудовых отношений, повышение их гибкости, снижение нагрузки на работодателя в целях легализации трудовых отношений и создания рабочих мест.
Особенности труда при удалённой работе в связи с необходимостью осуществления текущей деятельности организации в условиях введения ограничительных мер, выполняемая работниками, с которыми заключены трудовые договоры в соответствии с нормами Трудового кодекса, на которых распространяются Правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные акты предприятия, следует урегулировать отдельной, дополнительной главой ТК. Уже возникают трудовые споры по обжалованию дисциплинарных взысканий за несоблюдение удалёнными работниками трудовой дисциплины. Задача законодателя – качественным регулированием снизить риски возникновения трудовых споров при удалённой работе.
Предложения Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия) рассмотрены на заседании рабочей группы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и одобрены частично.