Отток клиентов от малых и средних компаний прекратился. Более трети опрошенных предпринимателей ожидают в ближайшие три месяца роста выручки уже во втором квартале и притока покупателей.
Общественная организация «Опора России» обнародовала свежее исследование самочувствия компаний «Индекс Опоры RSBI». Оно проводится ежеквартально и позволяет проследить динамику настроений малых и средних предприятий.
В первом квартале 2016 года малые фирмы практически перестали увольнять персонал. Кадровая «компонента» в индексе выросла с 49,9 до 50,6 пункта, перейдя из зоны стагнации в зону роста.
«Число предпринимателей, которые сокращали персонал, снизилось, но их пока по-прежнему больше чем тех, кто расширяет штат. При этом малые компании несколько притормозили рост оплаты труда — индекс по этому показателю снизился до 51,6 пункта, хотя в целом он находится в зоне роста»,- поясняют авторы исследования.
Отраслевой показатель «Индекса Опоры RSBI» свидетельствует о том, что комфортнее и увереннее всего в нестабильных экономических условиях сегодня чувствует себя средний производственный бизнес. Деловая активность в этом сегменте прекратила падение и перешла в рост. Здесь, впрочем, изначально не было такого падения продаж, как, например, в торговле и сфере услуг.
«Рынок подсказывает, куда направлять силы финансовым и государственным институтам поддержки. Не стоит забывать о тех отраслях, на которые приходится основной удар. Торговля и сфера услуг нуждаются еще в большем внимании, поскольку им тяжелее всего в кризис», — комментирует президент «Опоры России» Александр Калинин.
Предприятий, которые сокращают инвестиции, стало меньше. Кроме того, бизнес отмечает стабилизацию ставок по кредитам. На сложность получения заемных ресурсов сейчас жалуются 36% предпринимателей, что почти в 1,5 раза меньше, чем в конце 2015 года. Однако воспользоваться заемными деньгами в начале 2016 года смогли лишь 10% опрошенных. Потребность малого и среднего бизнеса в кредитных ресурсах сохраняется на уровне более 20%.
Примечательно, что прогнозы предпринимателей, сделанные кварталом ранее, оправдались: 43% зафиксировали падение продаж в начале года. «По ощущениям самого бизнеса, дно кризиса пройдено. Потребитель адаптировался к экономической ситуации. Кроме того, во втором квартале на рынке традиционно происходит оживление. Это дает бизнесу основания для оптимизма», — отмечает заместитель председателя правления, руководитель блока «средний и малый бизнес» Промсвязьбанка Владимир Шаталов.