В недалеком прошлом общество и не могло представить, что высокие технологии будут решать бытовые задачи: пылесосить дом, заказывать еду, водить машину и многое другое. В мире множество компаний видят свое будущее в IT-технологиях, разрабатывая различные проекты для удобства людей. В нашей республике успехов достигло малое инновационное предприятие «Автономные технологии», создав промышленного робота-уборщика. Идейным вдохновителем и руководителем предприятия является Николай Потапов, с которым мы встретились для интервью «Предпринимателю Якутии». Молодой предприниматель рассказал нам, с чего все начиналось, о планах на будущее.
Николай, закончив в 2011 году медицинский институт Северо-Восточного федерального университета задумался о перспективах своего будущего. В 2016 году молодой человек после долгих взаимотношений собирался жениться на своей возлюбленной и стать отцом. Ясно было, что построить карьеру врача за короткий срок было довольно сложно, и Николай решил, что его медицинский диплом останется нереализованным.
Те навыки, которые я получил, обучаясь в медицинском институте, проходя службу в армии, занимаясь общественной деятельностью, руководя редакцией студенческой газеты «ReadMe», я получил необходимые навыки по работе с людьми, и в том же году я вошел в долю к предпринимателям ООО «Социальная поддержка студентов и молодежи «Фокс». Это предприятие в студенчестве открыли мои друзья Петр Гоголев и Павел Чириков. Сейчас, кстати, они довольно видные деятели, что один, что второй. И я пошел по их стопам и начал заниматься клининговой деятельностью. Нанимал уборщиков, дворников и занимался уборкой дворовых территорий. Даже открывал управляющую компанию, но правда, это был не самый мой удачный опыт, тем не менее те шишки, которые я получил во время ведения своего бизнеса, связанного с уборкой загрязненных территорий и помещений, я реализовал себя как руководителя клининговой компании. В ходе своей деятельности в 2015 году я пришел к выводу, что сложно работать с людьми, которые не мотивированы, которые имеют тенденцию к излишествам, таким как выпивать или опаздывать на работу, которые не заинтересованы в повышении квалификации. Хотя какая речь о квалификации у дворника или уборщицы? Ведь это люди, которые вынуждены выполнять данную работу, потому как обстоятельства жизни усложнились. Мало кто мечтает найти свое призвание в такой профессии. Хотя я знаком с такими людьми: у меня был дворник, который купил себе Land Cruiser 80, работая дворником в пяти клининговых компаниях. Доход его равнялся примерно 120 000 рублей в месяц. Это был очень крутой специалист в своем деле.
ПЯ: Так как Вы потом пришли к робототехнике?
— В 2015 году я познакомился с моими партнером по бизнесу Филипповым Иваном Михайловичем. Он был тогда еще заведующим лабораторией механтроники физико-технического института СВФУ и во многом, можно сказать, он является прародителем робототехники. Он достойный сын нашей якутской земли, ученик знаменитого профессора Максимова Василия Васильевича из института математики и информатики. Как раз знакомство с Иваном мне позволило открыть сферу IT. Что это дало нам? Возможность разрабатывать промышленные роботы-уборщики. И, главное, облегчить человеческий труд для сотрудников клининговых компаний. Миссия роботов-уборщиков заключается в том, чтобы выполнять нудную рутинную работу довольно в больших объемах, то есть производить уборку на горизонтальных поверхностях длинных полов, которые моешь и моешь до бесконечности. Люди просто от этого устают. И вот эти роботы «Ведроид» дали нам толчок к развитию нашего стартапа. Нами тогда заинтересовалась ректор Северо-Восточного федерального университета Михайлова Евгения Исаевна и предложила стать резидентами Арктического инновационного центра с участием в инновационной деятельности республики. В 2017 году мы стали резидентами Технопарка Якутия, руководитель которого Анатолий Аскалонович Семенов поверил в нас и дал дополнительный толчок. С одной стороны ректор университета, с другой стороны директор Технопарка — очень прогрессивные люди, которые поверили в нас. Они даже в наш проект верили больше, чем мы сами в него (улыбается). И вышло так, что мы создали несколько прототипов промышленных роботов, которые смогли презентовать в Технопарке и университете. Мы взяли на аутсорсинг для уборки корпус факультета естественных наук СВФУ. И в этом здании мы проводили экспериментально-лабораторные опыты наших роботов. Получается, в Технопарке «Якутия» мы куем железо, а в СВФУ экспериментируем, и благодаря как раз программистам, выпускникам института математики и информатики, инженерам физико-технического института мы смогли объединить бизнес и науку. Сейчас мы создаем франшизу для роботов-уборщиков на продажу. 19 ноября 2018 года к нам приезжает делегация Республики Казахстан (интервью было взято ранее). Это представители парка инновационных технологий Techgarden и директор клининговой компании TEO, группы компаний под ключ сервис. Они будут покупать роботов контрактом на три года. Хотят свою компанию, которая обслуживает международный аэропорт Астаны имени Нурсултана Назарбаева и ряд других государственных объектов роботизировать. Эти ребята в нас поверили. Мы стали международными резидентами парка инновационных технологий Techgarden. Они нас проинвестировали до полутора миллионов рублей (20 000 долларов), также дали нам возможность реализовать наш потенциал на международном поле. Также нами заинтересовалась компания из Республики Татарстан, город Казань. ООО «ТатАйтиНефть» — дочерняя компания «Татнефти», и генеральный директор Рустем Шакиров тоже ждет от нас возможности реализации наших айти-роботов на территори Татарстана.
ПЯ: В чем заключается уникальность этих роботов? Не легче ли их заказать откуда-то?
— Это промышленные роботы, большие тележки, где люди не нужны. И уникальность этих роботов от аналогов из Сингапура, Кореи, Швейцарии — это то, что они умеют работать в команде. У них есть взаимодействие, логический код, искусственный нейрон — это разработка якутских инженеров Айысхана Алексеева и Филиппова Ивана Михайловича. Они разработали алгоритм искусственного нейрона. Это набор кодов и логистических программ, позволяющих роботам мыслить и общаться друг с другом как насекомые. Например, как пчелы или муравьи. Это и называется технологиями роевого мышления. Наши роботы стоят недорого, так как мы обнаружили, что многие клининговые компании не могут позволить себе дорогих швейцарских или японских роботов, минимальная цена которых от полутора миллиона рублей. Мы же продаем своих роботов в три раза дешевле — за пятьсот тысяч рублей. Причем в виде франшизы, то есть клининговая компания не покупает железо, которым не умеет пользоваться, она покупает у нас под ключ технологию, запатентированную с оборудованием, с возможностью взаимодействовать с другими роботами. Это даже скорее не уборка, а галочка к престижу для данной компании. Поэтому думаю, нами и заинтересовались другие республики.
ПЯ: Здесь в Якутии кто-нибудь приобретал Ваши роботы?
— В Якутии мы имеем собственную клининговую компанию, которая называется малое инновационное предприятие «Автономные технологии». Помимо производства роботов и компьютерных программ она имеет вид экономической деятельности как клининговые услуги. Конечно, мы хотим в дальнейшем франчайзировать и продавать эти роботы на территории Якутии, в дальние улусы и регионы России, даже в самом городе Якутске, может даже и не одну компанию будем франчайзировать, ведь этот бизнес хорошо масштабируется, как оказалось, на проверку.
ПЯ: Скажите, предприятие, купив вашу машину, примерно через какое время может окупить свое приобретение?
— Например, один робот горизонтальную поверхность моет до 8000 кв.м., то есть он моет до тех пор, пока у него аккумулятор не разрядится. Он может заменить до двух-трех уборщиц, но при этом робот не моет узкие помещения, коридоры. Поэтому человек здесь обязательно должен присутствовать. Если честно, у нас здесь не так много компаний, где нужен большой объем работы. Это, например, Республиканский центр медицины №1, аэропорт «Якутск», Академия наук, спортивные сооружения, то есть это помещения с большими проходными зонами. Они, конечно, могли бы роботизироваться. По нашим расчетам, примерно за 3-4 месяца компания сможет окупить своего робота. А срок контракта на франчайзинг до трех лет.
ПЯ: Как насчет гарантии? Какие-то «косяки» всплывают?
— По поводу косяков — это отдельная песня. Помните Windows первый, первые айфоны, машины, самолеты? У нас точно такие же косяки были. Роботы, которые сами себя познают в пространстве, выполняют ряд сложных задач, то, конечно, есть вероятность, что может произойти поломка во время техобслуживания, поэтому мы берем долгий контракт, чтобы мы могли обучить должное количество инженеров, программистов, сотрудников и собственно говоря дать уверенность нашему клиенту. Получив этот инструмент сервиса, мы могли бы окупить за короткий срок, и в течение этого срока в три года мог зарабатывать с нами, используя нашу технологию. Каждая компания имеет свою специфику, к примеру, робот, который каждый день моет кафель, в нем нужно менять определенный уровень щетки, помещение которые имеет ковролины — это другие щетки с более мягкой плавающей головки.
ПЯ: А где Вы берете материалы для своих роботов?
— Есть два места, откуда мы заказываем материалы и запчасти: Китайская народная республика, это главный поставщик электроники и строительный рынок города Якутска.
ПЯ: Как долго одного робота собирают?
— Если имеются все материалы, которые в течение месяца могут доплывать до Якутии, то одного робота мы собираем за две недели. Главное, чтобы все материалы были. Но речь идет не о штучной сборке, речь о том, что мы собираем сейчас матрицу нескольких комплектов роботов, благодаря чему роботы у нас будут собираться до десяти штук в месяц.
ПЯ: Какие перспективы развития Вы видите?
— Поступили очень серьезные предложения из Казахстана. Я пока не могу их озвучивать. А также был тонкий намек из Республики Татарстан вплоть до инвестиций. Поэтому ребята, которые занимаются инновационным инвестированием, уже поняли, где сейчас можно заработать. А именно зарабатывать нужно там, где сейчас передовые технологии. Мы себя считаем передовой технологией, но идти на поводу скоропалительных чувств, когда нужно быстро заработать или выиграть грант — мы не из этой породы. Нам лучше качественно отработать свой продукт, шлифовать его на наших объектах, самим зарабатывать и больше полагаться на свое чутье в плане того, чтобы правильно реализовывать товар, а не быстро найти инвестора, продать ему и забыть про продукт. Это наша визитная карточка, на линейке роботов «Ведроид» можно совместить большой ряд сопутствующих сервисов. Представьте роботов — гардеробщиков, роботов — строителей, роботов — таксистов, в конце концов, образовательных роботов. Какая у вас фантазия, на том вы и можете реализовывать свои идеи. Мы хотим уменьшить рутинный труд, помочь сервису. И в этой нише еще нет своих лидеров, нет своего местного Стива Джобса. Инновационный мир интересен тем, что пока не имеет четких границ.
ПЯ: Получается, Вы будете помогать предприятиям сэкономить, но лишите работы других, обычных людей…
— По поводу рабочих мест, если с ног на голову вешать, то у вас сейчас в руках мобильный телефон. Представляете, сколько телефонисток были уволены с созданием данного аппарата? Сколько людей было уволено, работающих на печатных машинах, когда появился компьютер. Раньше ведь даже были курсы скоропечатания. Про холодильники вообще молчу, раньше целая индустрия была по доставке льда и охлаждения. Технический прогресс пока не дошел до той точки, когда можно заменить человека. Например, уборщиц никак полностью заменить нельзя, потому что эти люди не только моют полы, а проводят влажную уборку помещения в целом. Мы, в свою очередь, лишь собираемся облегчить труд людей. Да, это в какой-то степени может привести к сокращению. Мы сейчас вообще говорим в целом об аутсорсинге. Что такое аутсорсинг? Это привлечение внешних ресурсов. Приход аутсоринга в Россию — это как будто бы массовое увольнение, если честно, это привлечение иностранной рабочей силы. А мы говорим о том, чтобы стабилизировать данное направление созданием рабочих мест высокоинтеллектуального происхождения. Не просто косить траву и забивать гвозди, а производить роботов, высоколиквидный экспортируемый продукт. Я обращаюсь сейчас ко всем потенциальным инвесторам и покупателям. Ребята, хотите зарабатывать — инвестируйте в нас, потому что сейчас эта ниша не занята. Я не могу в данной статье вам все рассказать, так как это большой секрет (смеется). Но все же по маленькому секрету скажу, что сейчас мы стоим перед эпохой роботизации: все, что будет сейчас происходить в ближайшие 15-20 лет, оно будет происходить реактивно. Если сейчас современный инвестор не успеет перестроиться на современные рельсы, грубо говоря, с биткоина соскочить на другое, то он останется не у дел. Его деньги сгорят. Спасибо инфляции (разводит руками).
ПЯ: Сколько человек работает над разработкой данного проекта?
— Хотя в техническом плане мог бы более ясно ответить Иван Михайлович Филиппов, это его прерогатива, но могу сказать, что не менее десяти человек. Это программисты и инженеры высокого класса. Есть и студенты и школьники — это сообщество людей, которые работают по железу. 99% программистов, которые сейчас хорошо себя окупают, они работают на SoftWare, это означает работать с компьютером. А мы работаем на HighWare — это значит мы работаем на железе. Мало ребят, которые работают по железу. Программировать железо чуть сложней, чем просто программировать компьютер.
ПЯ: Получается, Ваш проект — это вклад и институтов поддержки предпринимательства?
— В первую очередь спасибо СВФУ за то, что они поверили в нас и дали тендер на обслуживание университета — это косвенная поддержка нашего проекта. Еще большое спасибо хочу сказать Анатолию Семенову, бывшему директору Технопарка, который в меня поверил вообще на нулевой стадии, который дал нам возможность создать предпосевную среду в Технопарке «Якутия», который открыл для нас понятие, что такое институты развития и поддержки предпринимательства. Мы смогли пройти обучение, получить консультации, технологическую поддержку. Республиканский центр инжиниринга помогает делать нам прототипы. Также большое спасибо Министерству инвестразвития 2017 года, тогда мы выиграли грант главы республики в сумме 500 000 рублей и мы его потратили на разработку наших роботов (улыбается).
ПЯ: Как предприниматель, как Вы думаете, реально ли человеку, вложив минимальные средства, быстро раскрутиться и стать успешным?
— Мой пример: мы зарегистрировали свою компанию в ноябре 2017 года, в январе 2018 года мы выиграли тендер на 12 миллионов рублей. Потратили 10 000 рублей на создание нашего общества с ограниченной ответственностью и увеличились в разы. Стоит отметить, что инновации дают возможность скачкообразно развиваться. Перед скачком вы немного приседаете и набираете силы. Мы делали роботов, тратили свои средства на программирование и так далее. Наш робот-уборщик показал потенциал раскрутки и мы смогли его реализовать, несмотря на все шероховатости. Это не приложение на платформах IOS или Android, которое занимает не так много времени на разработку. Мы пошли тяжелым долгим путем, несколько лет реализовывали, но когда мы подошли к рубежу: то уставной капитал 200 000 рублей, объем выполненных работ несколько миллионов. Наши роботы будут идти партиями в Казахстан. Лишь бы хватило сил и оборотных средств изготовить машины! (улыбается).
ПЯ: Спасибо Вам за интервью, Николай. Желаем успехов!
Источник: Предприниматель Якутии