Новости
Обзор изменений 44-ФЗ, 223-ФЗ для субъектов малого и среднего предпринимательства
8 июня 2018

1. Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приняты «кардинальные» изменения Закона о контрактной системе, предусматривающие перевод конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму, при этом с 1 июля 2018 это является правом, а с 1 января 2019 обязанностью.

1) с 1 июля 2018 года:

Предусмотрено право осуществления заказчиками, уполномоченными органами и уполномоченными учреждениями конкурентных способов (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса предложений и запроса котировок) определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронной форме.

Определены особенности проведения электронных процедур.

Существенно меняются правила работы операторов электронных площадок. При этом, Правительством Российской Федерации устанавливаются Перечень операторов электронных площадок, единые требования к ним, право определять типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке, а также право операторов электронных площадок взимать плату за участие в электронных процедурах.

Предусмотрено создание государственной информационной системы для осуществления мониторинга, фиксации действий и бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке. Порядок мониторинга доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки устанавливается Правительством Российской Федерации.

Совершенствуются процедуры электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

— с 1 июля 2018 года участники закупок применяют квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей для целей Закона о контрактной системе;

— с 1 июля 2018 года до 1 января 2019 года для участия в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, запросе котировок в электронной форме участник закупки получает аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном статьей 61 Закона о контрактной системе (статья 61 «Аккредитация участников электронного аукциона на электронной площадке» признается утратившей силу с 01.01.2019);

— информация и документы участника закупки, получившего аккредитацию на электронной площадке, вносятся оператором электронной площадки в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе (статья 62 «Реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке» признается утратившей силу с 01.01.2020);

— по 1 января 2019 года включительно оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронной процедуры требованию, установленному пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о том, что участник закупки не является офшорной компанией, при его аккредитации на электронной площадке.

— по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется;

— с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе;

— с 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в соответствии с требованиями статьи 24.2 Закона о контрактной системе;

— электронные процедуры, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе до даты начала функционирования операторов электронных площадок, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, проводятся на ранее отобранных электронных площадках. Заключение контрактов по результатам указанных процедур осуществляется на таких электронных площадках;

— по 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств;

— государственная информационная система, фиксирует действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в единой информационной системе, начиная с 1 октября 2019 года.

Предусмотрены, изменения порядка подачи в электронной форме заявок, состоящих из нескольких частей, что позволит обеспечить их поэтапное рассмотрение и анонимность участников закупок и процедуры обеспечения заявок, в частности, вводится специальный банковский счёт, который открывается участником закупки в банке, включённом в перечень кредитных организаций, соответствующих определённым Правительством Российской Федерации требованиям.

Меняются требования к обеспечению заявки на участие в конкурсах и аукционах, при условии:

— с 1 июля 2018 года обеспечение заявки нужно, только если начальная максимальная цена контракта (далее — НМЦК) превысит 1 млн руб.;

— в случае, если НМЦК до 20 миллионов рублей, обеспечение заявки устанавливается в размере от 0,5% до 1% НМЦК;

— в случае, если НМЦК более 20 миллионов рублей, обеспечение заявки устанавливается в размере от 0,5% до 5% НМЦК;

— в случае, если закупка осуществляется в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов и НМЦК составляет более 20 миллионов рублей, размер обеспечения заявки не может превышать 2% НМЦК.

Предусмотрено право Правительства Российской Федерации определять порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта.

В случаях начисления пеней, ставка рефинансирования заменена на ключевую ставку.

В контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Правительство Российской Федерации вправе установить минимальный размер начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с учетом значения которого определяются случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

3) с 1 января 2019 г.:

Предусмотрена регистрация участников закупок в единой информационной системе в электронной форме и их аккредитация на электронных площадках сроком на три года. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в единой информационной системе, вносятся в единый реестр участников закупок. При этом, Порядок ведения единого реестра участников закупок, в том числе внесения в него изменений, перечень информации и документов, включаемых в данный реестр, сроки размещения таких информации и документов в данном реестре утверждаются Правительством Российской Федерации.

Ведение единого реестра участников закупок будет осуществляться с 1 января 2019 года.

Установлена обязанность проводить заказчиками, уполномоченными органами и уполномоченными учреждениями осуществление конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в электронной форме. При этом заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения не вправе проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме.

Внесена редакция статьи 30 Закона о контрактной системе, в части возможности включения заказчиком объема закупок, заключенных по итогам не состоявшихся процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, по контрактам заключенных на основании пунктов 25 — 25.3 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе,  в общую долю закупок осуществленных у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 505-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках).

1) с 1 июля 2018 года:

Определены понятия конкурентной и неконкурентной закупки для осуществления закупок юридическими лицами, при этом конкурентные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются только в электронной форме с установлением сроков и начальных (максимальных) цен договоров.

Установлены следующие способы осуществления конкурентных закупок, путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), иные способы, установленные положением о закупке.

Установлены правила описания в документации о конкурентной закупке предмета закупки.

Предусмотрен запрет на установление заказчиком обеспечения заявок, если НМЦК не превышает 5 миллионов рублей, а также предусмотрено право установления заказчиком обеспечения заявок в размере не более 5 % НМЦК, в случае, если НМЦК превышает 5 миллионов рублей.

Определено, что если заказчик не разместил утвержденное им положение о закупке (принятое им решение о присоединении к положению о закупке) или не исполнил обязанность по осуществлению закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, то на такого заказчика распространяются отдельные положения Закона о контрактной системе.

Определено, что в антимонопольном органе Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданными ими организациями могут быть обжалованы действия (бездействие) заказчиков, если они нарушают права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2016 № 819 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема», которое увеличивает с 10 до 15 % обязательный годовой объем закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства по результатам закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства (прямые закупки у субъектов у субъектов малого и среднего предпринимательства).

Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 № 1383 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2016 № 819 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» внесены изменения в порядок предоставления преференций для субъектов малого и среднего предпринимательства, существенно расширен круг заказчиков, обязанных закупать товары, работы, услуги у субъектов малого и среднего предпринимательства, изменены размер доли закупок и форма годового отчёта о закупках у субъектов у субъектов малого и среднего предпринимательства.