Новости
Спор в законе. Предприниматели предпочитают решать конфликты в суде
19 сентября 2017
Хотя бы раз участниками корпоративных конфликтов становились 14 процентов российских компаний. Причем крупный бизнес сталкивается с ними чаще (19 против 8 процентов среди небольших предприятий), показал опрос Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и компании «Амулекс».

Как показывает статистика юристов, в 71 проценте случаев к проблемам приводит несовершенство оформления документов и бизнес-процессов. Это создает лазейки, которые используют в своих интересах недоброжелатели и конкуренты. Три самых частых вида корпоративных конфликтов — это разногласия учредителей, связанные с распределением прибыли, сделки, проведенные с нарушением корпоративных порядков, и рейдерские атаки.

Когда корпоративный конфликт возникает, четыре из пяти топ-менеджеров предпочитают договориться в досудебном порядке. «Самостоятельно разобраться в юридических тонкостях сложно, а платить юристам бизнесмены, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, не всегда готовы», — объяснила руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич.

Те, кто в корпоративных конфликтах уже участвовал, в дополнение к попыткам договориться параллельно обращаются в суд (так делают 57 процентов тех, у кого конфликтный опыт есть) и правоохранительные органы (13 процентов).

Корпоративные конфликты в компаниях возникают независимо от сфер деятельности. «Если компания владеет хоть сколько-нибудь ценным имуществом, это достаточное основание для рейдерского захвата или силового передела собственности в пользу одного из акционеров или постороннего для компании лица «с административным ресурсом», — рассказал юрист BGP Litigation Денис Дурашкин. В ход идут как правовые, так и внеправовые методы, причем провести четкую грань между ними не всегда возможно. По словам юриста, это и возбуждение уголовных дел по надуманным основаниям, и бесконечные проверки компании, и судебные иски по сфальсифицированным доказательствам, и «черный» PR.

Действия зависят от целей, которых хотят достигнуть участники конфликта. «Если это желание продать свою долю в компании, то здесь могут быть использованы любые способы — и суды, и гринмейл (корпоративный шантаж, вынуждающий купить долю в фирме по завышенной цене), и PR. Если речь идет о защите корпоративных прав, то в зависимости от того, насколько перспективно обжалование, можно выбрать суд», — отметил партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов. Если шансы неплохи и это понимает другая сторона, договориться можно. Если же шансы малы, подача иска может оказаться бесперспективной, а при проигрыше с истца еще и взыщут расходы на представителей в суде, предупреждает он.

Защититься бизнесу непросто, однако юристы советуют не опускать руки. Те же рейдеры, например, чаще всего рассчитывают на быстрый штурм, а не длительную осаду. «Если же предприниматель пишет жалобы в прокуратуру, активно защищается в суде и всем своим поведением показывает, что готов биться за свои права сколь угодно долго и интенсивно, подобная тактика способна остудить пыл корпоративного рейдера, стимулируя его переключиться на другую, менее подготовленную цель», — заключил Дурашкин.

Источник: Российская газета