Как показывает статистика юристов, в 71 проценте случаев к проблемам приводит несовершенство оформления документов и бизнес-процессов. Это создает лазейки, которые используют в своих интересах недоброжелатели и конкуренты. Три самых частых вида корпоративных конфликтов — это разногласия учредителей, связанные с распределением прибыли, сделки, проведенные с нарушением корпоративных порядков, и рейдерские атаки.
Когда корпоративный конфликт возникает, четыре из пяти топ-менеджеров предпочитают договориться в досудебном порядке. «Самостоятельно разобраться в юридических тонкостях сложно, а платить юристам бизнесмены, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, не всегда готовы», — объяснила руководитель направления корпоративных исследований Аналитического центра НАФИ Ольга Стасевич.
Те, кто в корпоративных конфликтах уже участвовал, в дополнение к попыткам договориться параллельно обращаются в суд (так делают 57 процентов тех, у кого конфликтный опыт есть) и правоохранительные органы (13 процентов).
Корпоративные конфликты в компаниях возникают независимо от сфер деятельности. «Если компания владеет хоть сколько-нибудь ценным имуществом, это достаточное основание для рейдерского захвата или силового передела собственности в пользу одного из акционеров или постороннего для компании лица «с административным ресурсом», — рассказал юрист BGP Litigation Денис Дурашкин. В ход идут как правовые, так и внеправовые методы, причем провести четкую грань между ними не всегда возможно. По словам юриста, это и возбуждение уголовных дел по надуманным основаниям, и бесконечные проверки компании, и судебные иски по сфальсифицированным доказательствам, и «черный» PR.
Защититься бизнесу непросто, однако юристы советуют не опускать руки. Те же рейдеры, например, чаще всего рассчитывают на быстрый штурм, а не длительную осаду. «Если же предприниматель пишет жалобы в прокуратуру, активно защищается в суде и всем своим поведением показывает, что готов биться за свои права сколь угодно долго и интенсивно, подобная тактика способна остудить пыл корпоративного рейдера, стимулируя его переключиться на другую, менее подготовленную цель», — заключил Дурашкин.