В конце августа в Казани состоялась крупнейшая в России конференция по блокчейну. Ключевой фигурой стал Виталик Бутерин — сооснователь самой быстрорастущей криптовалюты в мире Etheriгum и одноименной платформы для создания онлайн-сервисов на базе блокчейн. Cейчас основное применение блокчейна — криптовалюты, но использовать ее можно практически в любых операциях, где возникает вопрос доверия между участниками. О том, почему сейчас так много разговоров о блокчейне, и как он может изменить нашу жизнь — в материале РИА Новости.
Блокчейн — это децентрализованная база данных, цепочка блоков, где устройства хранения данных не подключены к общему серверу. Каждый блок содержит метку времени и ссылку на предыдущий блок. Шифрование гарантирует, что пользователи могут изменять только те части цепочки блоков, которыми они «владеют», то есть имеют закрытые ключи, без которых запись в файл невозможна. Таким образом, записи невозможно подделать или изменить задним числом, поэтому все операции (по крайней мере, на сегодняшний день) безопасны и прозрачны. Еще одно преимущество этой технологии — отсутствие необходимости в посредниках, так как никакой третьей стороны для подтверждения передачи информации не требуется.
Именно поэтому крупнейшие банки мира, в том числе и российские, активно включились в разработку децентрализованных блокчейн-проектов, и Etherium — одна из самых передовых на сегодняшний день платформ, которая используется для их построения.
Etherium (или Эфир) — вторая по популярности криптовалюта в мире после биткоина — на их долю в совокупности приходится почти 90% капитализации всего рынка цифровых валют. Ее создатель — канадский программист российского происхождения Виталик Бутерин.
По данным Coinmarketcap, сейчас стоимость одного эфира составляет 388 долларов — за последние три года она выросла в цене почти в 3000 раз. И, по мнению наблюдателей, будет расти и далее, так как привязана к реально работающей технологии.
В отличие от биткоина, Etherium поддержали крупнейшие технологические корпорации и банки. Microsoft и Intel и тридцать крупных финансовых учреждений, включая J.P. Morgan Chase и Banco Santander, объединились в консорциум Enterprise Ethereum Alliance, чтобы создавать программное обеспечение на базе Etherium.
Банки уверены: блокчейн сделает транзакции проще и безопаснее и поможет увеличить прибыль за счет создания более эффективных рынков.
Переход на блокчейн, например, позволит существенно удешевить и ускорить денежные переводы.
Например, банковский перевод денег из России в другую страну сейчас достаточно сложен: в нем, помимо российского банка, которым пользуется отправитель, участвует банк-корреспондент, который занимается международным переводом. На другой стороне все это происходит в обратной последовательности.
«В случае блокчейна это будет одна-единственная операция, информация о которой появится в сети мгновенно, еще до того как транзакция будет подтверждена, и комиссия при этом будет намного меньше», — поясняет блокчейн-консультант, исследователь криптовалют Денис Смирнов.
Еще один прикладной пример использования перспективной технологии — сделки с недвижимостью.
Блокчейн позволяет полностью исключить процесс юридической проверки: все данные, которые были занесены по мере «жизни» квартиры в базу данных, будут абсолютно достоверными и не вызовут никаких вопросов. Не потребуется и заносить договор в реестр — сам блокчейн и будет являться этим реестром. Таким образом, необходимость в нотариусе как в посреднике отпадет.
Создателю продукта не придется ни патентовать его, ни регистрировать: если возникнет вопрос о правомерности этих авторских прав, достаточно будет просто открыть транзакцию в блокчейне. Она гарантированно привязана к определенной временной точке — по ней можно будет сразу же определить, кому эти права принадлежат.
Блокчейн может добавить прозрачности и рынку труда.
Если же подобный сервис реализовать с помощью блокчейна, он превратится в систему учета репутации: где бы человек ни работал, чтобы он ни делал, все его фактические достижения будут отражаться в блокчейне, и когда он захочет перейти на другое место работы, то уже не сможет приписать себе лишних достижений.
«Работать это будет примерно так: в интернете появится деловой социальный сервис вроде LinkedIn, куда сами работодатели будут вносить нужные данные. А сервис поиска работы будет просто извлекать все данные оттуда и сразу понимать, кто и что из себя представляет», — предполагает Смирнов.
«Я был в России три раза и замечаю, что все больше людей начинают понимать: чтобы стране дойти до следующего этапа роста, нужно развивать цифровую экономику. Сегодня цена на нефть опять идет вниз, и нефть это уже не будущее. Я думаю, что экономикой XXI века будет цифровая экономика, где нефтью будет информация», — сказал создатель Etherium на конференции в Иннополисе.
Впрочем, наблюдатели делают смелые предположения, что так же, как и нефть, биткоины можно будет в буквальном смысле качать в промышленных масштабах и продавать их так же, как черное золото.
«Россия выглядит как очень выгодная площадка: у нас огромная территория, очень холодно, есть много дешевой электроэнергии и много разных гидроэлектростанций, на которых сам бог велел ставить майнинговые фермы и добывать биткоины», — отмечает исследователь криптовалют.
РИА Новости https://ria.ru/economy/20170903/1501633090.html