Новости
Возврат НДС: предприниматели боятся экспорта
5 июля 2017

Для малых и средних экспортеров возврат НДС – иногда и есть вся прибыль при экспорте. Но ждать эти деньги приходится месяцами, а порой и годами. Из-за этого экспортировать иногда вообще нет смысла, говорят предприниматели.

Примеров безобразия множество.

– С возвратом НДС боролись наши клиенты, последний случай – печальный. Компания проработала с Китаем год, по экспорту мороженого. Начали раньше, чем на это намекнул президент. В этом году, по заявке китайцев, я уже подбирал им нового экспортера. В процессе связался со старой компанией, и оказалось, что они закрываются. Основная часть их прибыли лежала в НДС. Возврат – 7-8 месяцев, камеральные проверки по одной из поставок были два раза. Претензии со стороны налоговых органов к компании: нет своих складов, нет своих транспортных средств. Декларации в бумаге. После первого самостоятельного опыта было принято решение привлечь аутсорсеров. Им отошло 25% от суммы возврата. Со слов клиента, система работает точно так же, как и в таможне, когда ты ниже риска. Без смазки не едет. Короче, не вытянули, – рассказывает предприниматель из Владивостока Сергей Лакиза.

По словам предпринимателя, подобные проблемы системно тормозят российский экспорт в Китай. Участники ВЭД вынуждены предлагать продукт дороже, так как знают, что НДС им не вернут: выдают продукт со скидкой гораздо меньшей, чем размер НДС. Не 10-18%, а 5-7%.

– Мы в этом году отрабатывали много заявок от китайцев. Сейчас в работе – мука, сахар, картон. Из почти десятка производителей только двое согласились выступить в роли экспортеров. Остальные боятся экспорта как черт ладана, – говорит предприниматель.

И это при том, что оборотные средства критически важны для малого бизнеса. Их хронически не хватает. Финансовый цикл с обеспечениями на таможне и возвратом НДС просчитать почти невозможно. Сергей Лакиза считает, что эта проблема может быть решена, только если заработает статья 1081 Гражданского кодекса «Право регресса к лицу, причинившему вред», согласно которой ущерб, причиненный предпринимателю должностным лицом, должен быть возмещен.

Впрочем, не все видят проблемы с возвратом НДС.

– Возврат происходит только в том случае, если сумма, подлежащая возврату, превышает ту сумму, которую вы должны государству. Но это бывает не часто, так что массовой проблемой это быть не может по определению, – говорит руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов Галина Баландина. – Откуда у малого и среднего бизнеса возьмется существенная разница?

Тем не менее, многие эксперты не сомневаются в реальности проблемы. По словам директора Ассоциации малых и средних экспортеров Юрия Шурыгина, во многом все зависит от качества работы налоговиков в конкретном регионе.

– От экспортеров из некоторых регионов к нам идут жалобы на то, что у местной налоговой есть чуть ли не негласная установка не возвращать НДС. Это, например, некоторые регионы, откуда экспортируют лес, – рассказывает эксперт.

–  Никто не знает, какой процент экспортеров – малые и средние предприниматели. В ФТС по итогам 2015 года заявили цифру в 6%. Столько стоимостного объема экспорта приходилось на долю малых и средних предпринимателей. Правда, не совсем понятно, как они это посчитали, если тогда еще не было реестра МСП. Но нужно помнить, что многие из малых и средних экспортеров работают по упрощенной схеме налогообложения, – говорит Юрий Шурыгин.

Те сроки возврата НДС, которые есть сейчас, неприемлемы. Сегодня 3-4 месяца ожидания – это еще «нормально», можно сказать, легко отделался. Одна камеральная проверка занимает 90 дней. Но и полугодовое ожидание возврата – совершенно не редкость Часто возникают ситуации, когда бизнесмен все забрасывает и уже не надеется получить свои деньги. А в некоторых регионах предприниматели изначально закладывают в стоимость продукции то, что НДС не будет возвращен. Соответственно, они становятся менее конкурентоспособными.

–  Государственные органы, занимающиеся поддержкой экспорта, говорят, что много делают для сокращения сроков возврата, но решительного перелома в этой проблеме что-то не видно. Возможно, ситуацию могло бы улучшить создание какой-нибудь «прямой линии» между экспортерами и налоговиками. Сейчас взаимодействие с налоговыми службами очень затруднено, – говорит Юрий Шурыгин.

Источник: провэд.рф