История успеха
ART Doydu : кино как сфера бизнеса
26 мая 2017

Якутская кинематография в последнее время приобретает большую популярность в республике. Фильмы местного производства приносят больше кассовых сборов кинотеатрам нежели голливудские блокбастеры. «Предприниматель Якутии» взял интервью у одной из успешных кинокомпаний республики ART Doydu, чтобы узнать, как работает бизнес в сфере киноиндустрии. 

ПЯ: Как Вам пришла идея создать свое дело? И почему именно в этой сфере? С чего начинали?

— Открыть свое «дело» — скорее это была необходимость для дальнейшей реализации идей, живя в правовой стране, само собой разумеется, надо легально работать. Сферу кино я выбрала, потому что это то, что я люблю и чем хочу заниматься. Начинала с организаций мероприятий городского, республиканского характера, далее пошли продюсирования театральных постановок и мюзиклов и постепенно верными шажками пришла в киномир. Видимо, так и должно было случиться.

ПЯ: С какими трудностями столкнулись в первое время? И как их решали?

— Трудности в моей профессии всегда одинаковы: поиск средств, но и они преодолимы, особые трудности — это нехватка узконаправленных специалистов.

ПЯ: Сейчас в данное время чем конкретно занимается ваша организация? Какие услуги вы предлагаете? Кто с вами в вашей команде?

— Кинокомпания ART Doydu создана в 2011 году с целью производства и продвижения якутских фильмов. На сегодняшний день компания является одним из ведущих независимых производителей художественных фильмов, представляющих Республику Саха (Якутия).
Основной состав Art Doydu — это режиссер Костас Марсан, оператор Искандер Иванов и композитор Николай Михеев.
Это не просто состав, это единомышленники, яркий творческий союз перфекционистов, креативных талантливых энтузиастов.
Так как кинопроизводство — это проектная работа, на отдельный фильм мы набираем команду — съемочную группу, специалистов на пост продакшен, есть конечно бессменные специалисты, с которыми мы сотрудничаем давно, есть и новые пополнения в наших рядах.
В общем находимся в постоянном поиске новых талантливых ребят.

ПЯ: Какой свой проект вы назвали бы самым сложным, а какой дался легче всего?

— Я бы не сказала, какой-то проект был легким, для меня, наши фильмы «Айыы уола», «Покидая благоуюхающую гавань», «Семенчик», «Мой убийца» и так далее имеют одинаковую ценность. Каждый проект со стадии зарождения идеи и его воплощения сначала на бумаге, далее в готовый продукт — это кино, которое требует одинакового отношения. Единственное отличие, я думаю, каждый новый наш продукт совершенствуется в силу того, что мы набираемся опыта, учитываем предыдущие ошибки, можем позволить себе лучшую технику, поэкспериментировать. Каждый проект — это новый опыт, новая ступень в развитии.

ПЯ: Насколько сфера кинематографа сейчас у нас развивается, по вашему мнению? Благодаря чему? И насколько этот бизнес прибыльный, как вы считаете?

— Кинематограф в Якутии развивается очень стремительно. За последние 5 лет якутский кинематограф сделал огромный скачок. Это постоянные фестивальные победы якутских картин и выход регионального кино, нашей картины «Мой убийца» на широкий экран страны.
Радует, что если раньше снимали малобюджетные фильмы с меньшим сроком на пост и пре-продакшен, то сейчас производители стали уделять большое внимание на качество выпускаемого продукта, также выделять средства на pr — кампании.
И весь этот кинобум Якутии, якутского кино в целом только благодаря зрителям, которые поддерживают «рублем» и выбором, тем самым дают возможность развиваться и зарабатывать нам.
Отдельно хочу отметить участие в развитии «якутского кино» спонсоров, партнеров, рекламодателей, меценатов, которые неравнодушны к нашей работе, верят в нас и поддерживают. Без их участия качественно творить кино было бы невозможно.
Также пообщавшись со многими кинематографистами регионов России, я поняла, что нас действительно поддерживает наша республика. Например, ребята из Бурятии, создатели нашумевших картин «Решала», «На Байкал» и так далее, снимают фильмы без единой господержки со стороны своего региона, в отличие от них у нас есть хоть какая-то маленькая господдержка в виде грантов. Конечно, поддержка очень маленькая, со столь стремительным развитием, я считаю, господдержка должна быть значительной. Например, 2 года тому назад мы попробовали податься с «Мой убийца» (Сайсары куелгэ) на гранты поддержки предпринимательства республики, но, к сожалению, не смогли попасть, ибо не было существующей утверждённой статьи — кинопроизводство. Такие же гранты сегодня проводятся и администрацией города и другими казенными учреждениями, но везде нет статьи на кинопроизводство. И это, действительно, грустно, ведь киноиндустрия нашей республики узнаваема и популярна. Поддержка, выделяемая ежегодно на развитие кино Якутии Министерством культуры РС (Я) очень мала, меньше чем бюджет нашего последнего фильма, так ее еще и делят между 10-тью компаниями — производителями. И все же радует, что хоть такая поддержка есть в нашем регионе.
Значительной поддержкой для развития якутского кино было бы, если те структуры, которые объявляют гранты и субсидии, включили кинопроизводство официально. Ведь наша сфера приносит доход республике, мы платим зарплату, платим налоги, работаем на имидж республики.
В Российском кино гранты и субсидии очень развиты, выделяют огромные суммы на создание российских картин, на регионы пока не обращают внимания. Мы в этом году планируем подать заявку на выделение гранта от РФ. Результат увидим позже.
Важную часть в развитии якутского кино играет существование собственного — якутского кинофестиваля, мы «кинематографисты» имеем замечательную площадку по обмену опытом и личным знакомствам с киномиром, и это замечательно!
Насчет прибыли, опять-таки вернусь к сказанному, раньше когда выпускались малобюджетные картины, прибыль была ощутимой, но зритель стал избирательнее и придирчивее, и в данный момент прибыль зависит только от проделанной продюсерской работы тех или иных производителей.
В случае ART Doydu в связи, с тем, что работаем не только на региональном уровне, соответствуем общепринятым стандартам и естественно затрат на производство в будущем будет больше, и как говорится, будем работать и прилагать усилия для того, чтобы быть всегда как раньше в плюсе.

ПЯ: Насколько большая конкуренция сейчас существует в настоящее время в этой сфере? Почему клиенты (зрители) должны выбирать вас?

— Конкуренция в нашем регионе, незначительная. Ее практически нет. Каждый работает в своем жанре, с разными почерками. Произошел, так скажем, естественный отбор: отсеялись те компании, которые снимали фильмы «низкого сорта», остались производители, которые в ногу со временем выпускают качественные фильмы.
Выбор зрителя это индивидуально, я не могу отвечать за других кинопроизводителей, но точно могу сказать за свою компанию, самое главное, не разочаровать своего зрителя, постоянно искать что-то новое, интересное, совершенствоваться с каждым разом, не забывать художественную составляющую, а также техническую. Есть те картины, которые становятся народными, можно считать, что наши последние работы «Айыы Уола» и «Мой убийца» (Сайсары куелгэ) являются именно народными.

ПЯ: Ваша компания образовалась несколько лет назад, и если сравнить прошлое и настоящее, то какие изменения произошли?

— Я думаю изменения, конечно, не маленькие, например, Art Doydu заключила лицензионный договор на международную дистрибуцию с российским мейжором Art Pictures Studio, со сроком на 70 лет, это значит, наш фильм «Мой убийца» увидят во всем мире! Мы стали первопроходцами из независимых кинокомпаний Якутии по широкому кинотеатральному и цифровому прокату, и о нашей работе будут говорить массово.
Есть, конечно, и свои минусы, но это издержки профессии, все терпимо и преодолимо.

ПЯ: Какие Ваши дальнейшие планы? Можете поделиться?

— До 2022 года у нас в планах расписаны 3 картины, это полные метры, игровые фильмы. Темы каждой картины, как и во всех наших фильмах, очень интересные и социально значимые. Параллельно рассматриваем предложения по сотрудничеству с российскими и зарубежными студиями.
Если взять самую ближайшую по плану картину, то ее рабочее название «Глаза Ночи», съемки будут происходит летом-осенью этого в года в Якутии. По жанру: мистический триллер. Сейчас идет пре-продакшен. Картина будет снята на основе реальных событий 1977 года, произошедших в сенокосной угодье Чурапчинского района… Пока все. Спасибо за заданные вопросы! Успехов Вашему журналу! Следите за нашей работой.