Постепенное снижение номинальных процентных ставок и смягчение неценовых условий кредитования продолжится, в первую очередь это коснется надежных заемщиков. Такой прогноз дал Банк России в комментарии к снижению ключевой ставки на 0,5 процента.
Решение стало сюрпризом (аналитики в основном предполагали снижение с вдвое меньшим шагом), но Банк России постарался отсечь завышенные ожидания жестким тоном своего комментария. Это поддержало рубль, его ослабление, по всей видимости, переносится на вторую половину года, когда сыграет целый комплекс факторов, в том числе накопленный эффект от смягчения денежно-кредитной политики.
До конца года мы увидим ключевую ставку на уровне от 8 до 8,5 процента, прогнозирует главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик, рыночные ставки снизятся на полпроцента — банки уже провели опережающую работу в этом направлении, ориентируясь и на замедление инфляции. Она неожиданно быстро стремится к цели и на конец апреля составила 4,2-4,3 процента. Свой вклад внесли слабый спрос, хороший урожай прошлого года и укрепление рубля на фоне относительно высоких цен на нефть, интереса иностранцев к нашим активам, а также снижения страновой премии за риск.
На экономику снижение ставок особого эффекта не произведет: без структурных реформ импульс со стороны кредитования будет временным и неустойчивым, считает Ярослав Лисоволик. Несмотря на уже состоявшееся снижение ставок, банки снизили кредиты компаниям в первом квартале на 3,1 процента.
Ожидания снижения ключевой ставки спровоцировали ралли на рынке российских гособлигаций: доходность десятилетних ОФЗ за последние две недели упала на 0,4 п.п., обновив минимумы конца 2013 года, отмечает эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Даниил Наметкин. Сокращение спреда между реальными безрисковыми доходностями в России и США стимулирует зарубежных инвесторов наращивать длинные позиции в рублевых активах для фиксации текущей доходности.
В июне вероятна распродажа рублевых активов иностранцами, за этим последует ослабление рубля
Между тем достаточно агрессивное снижение ключевой ставки несет в себе риски в условиях значительного накопленного объема спекулятивных позиций нерезидентов в российских активах в рамках игры на разнице процентных ставок у нас и на Западе (carry trade). «В случае дальнейшего повышения базовой ставки ФРС США (вероятность этого события на июньском заседании составляет 67 процентов) доходность этой стратегии окажется под вопросом, — предупреждает Даниил Наметкин. — Это приведет к изъятию части портфельных инвестиций, что может спровоцировать новый виток девальвации национальной валюты и усиление инфляционных ожиданий».
Но в случае частичного ослабления национальной валюты рубль приблизится к фундаментально обоснованным уровням, что благоприятно отразится на сальдо торгового баланса и, соответственно, снизит давление на федеральный бюджет, отмечает эксперт.
На этот раз Банк России намеренно не дал ясного сигнала относительно сроков следующего изменения ставки, тем самым желая компенсировать ее неожиданное снижение сразу на 50 базисных пунктов, отмечает Ярослав Лисоволик. Рынок это оценил, рубль на бирже моментально перешел к росту.
Дальнейшие шаги Банка России во многом зависят от исхода переговоров ОПЕК по продлению соглашения об ограничении добычи нефти. Встреча участников картеля состоится 25 мая, следующее заседание совета директоров Банка России — 16 июня, а между этими датами руководство Центробанка, вероятно, снова (как и перед последними двумя решениями по ставке) даст вполне определенный сигнал о своих планах.
Если экспортеры (и в том числе Россия) по итогам переговоров не изъявят четкого намерения продлевать соглашение, Центробанк не станет в третий раз подряд снижать ключевую ставку, опасаясь провала на нефтяном рынке и переноса эффекта от ослабления рубля в потребительские цены.
Источник: https://rg.ru/