Покуда существует человечество на Земле и люди болеют, аптечный бизнес всегда будет актуален. В современное время аптеки сродни продуктовым магазинам, расположены на каждом углу. В Якутии зарегистрировано около 300 аптек.
«Предприниматель Якутии» встретился с президентом Фармацевтической Ассоциации республики Степаном Кусатовым, который подробно объяснил, что ждет предпринимателя, который решил посвятить себя аптечному бизнесу.
Без образования никуда
Самое первое и важное — это то, что непосредственный руководитель аптеки должен иметь высшее образование провизора по специальности «экономика в фармации» и его стаж работы должен быть не менее пяти лет, а иначе вы просто не пройдете процедуру лицензирования.
Выгодно или невыгодно?
Второе — необходимо для себя подумать, стоит ли и вправду заниматься именно этим? Потому что данный бизнес требует определенных значительных финансовых затрат и выгоден только если точка будет соответствующим образом раскручена или аптека будет находиться рядом с оживленным трафиком. Бизнесмену необходимо просчитать стоимость аренды и издержки по зарплате сотрудников. По городу Якутску фармацевты получают в среднем 35-40 тысяч рублей. Конечно, будет выгодно, если вы собственник помещения. Один из больших минусов — это то, что деньги будут находиться в товаре. Так как для поддержания товарного ассортимента и покупательского спроса, необходимо создать большой запас медикаментов в аптеке. То есть сколько продадите, столько и заработаете. А учитывая, что препараты дорогие, для одной аптеки придется потратить миллион с лишним. Идеально будет, например, если на месяц 500 000 рублей взяли и все это отработали. А если у вас там лежат лекарства на 2-3 млн.рублей, а в день вы продаете всего на 20 000 рублей, то остальной товар у вас останется просто неликвидом. Конечно, перспектива открывать аптеки у нас в городе есть, но их очень много. Причем ассортимент у всех сравнительно одинаковый. Развитие может быть где-нибудь в районах или сегментировано для какого-то населения, то есть направлено больше на детей или пожилых.
Каким должно быть помещение для аптеки?
С 1 марта будут введены новые правила реализации лекарств. По требованиям все помещения аптеки должны будут располагаться в здании и должны быть функциональны, объединены и изолированы от других организаций. Также теперь на вывеске аптеки обязательно должна быть указана информация о виде аптечной организации на русском и национальном языках (аптека, аптечный пункт, аптечный киоск), а также полное и сокращенное название аптеки (при наличии) и режим работы. Если раньше были ограничения по объему помещений, то сейчас их нет. Обязательно должно быть оборудование, витрины, стеллажи, поддоны, шкафы для хранения лекарств, как минимум два холодильника с разными температурными режимами. И конечно, компьютеры и кассовый аппарат. Что касается ремонта, то для отделки стен необходимо использовать только материалы, допускающие влажную уборку с применением дезинфицирующих средств, пол должен быть утепленным и покрыт линолеумом или керамической плиткой. К слову, только один ремонт потребует вложения средств.
Основные этапы открытия аптеки
Для того чтобы открыть аптеку нужно получить лицензию для торговли лекарствами, разрешение пожарной службы, также обратиться в СЭС и получить санитарный паспорт помещения и разрешение на его использование в качестве аптеки. Санэпидзаключение очень долго делается, потому что там необходимо измерить микроклимат, освещенность помещения и так далее. Подаете заявление в центр гигиены и эпидемиологии, они вам там дают протокол протонных измерений, с этим протоколом едете в СЭС, отдаете вместе с заявлением,
те в свою очередь пишут приказ на центр гигиены и эпидемиологии, те приезжают во второй раз и осматривают ваше оборудование, аптеку. Затем они пишут санэпидзаключение, что объект соответствует и потом приезжают еще раз, чтоб вручить его. Следующий шаг — формирование пакета документов, оплата госпошлины в отделе лицензирования. Немаловажным фактом является пакет документов по помещению и оборудованию, там должно быть указано, арендуете ли вы все это или оно в вашей собственности. Третий пакет документов — это сертификат, диплом, трудовая книжка. Все эти документы отдаются для регистрации, и этот процесс может занять около месяца.
Аптеки бывают разными…
Аптеки могут быть нескольких видов: аптечный пункт, аптечный магазин или киоск, аптека готовых лекарств, производственная аптека, аптека с производством асептических препаратов. Разница между ними заключается в перечне лекарств, разрешенных к отпуску, ряде сопутствующих услуг и, конечно же, длинном списке нормативных требований. Если аптечный киоск осуществляет безрецептурный отпуск, то они ограничены в ассортименте. Им нельзя продавать антибиотики в отличие от аптечных пунктов.
Где закупаться?
Лекарства можно закупать где угодно. Больших проблем в этом нет. Существуют специальные поисковые программы, которые помогают найти нужные лекарства и поставщиков. Некоторые дистрибьюторы даже предлагают товарный кредит, но для этого опять же нужно предоставить перечень необходимых документов. Но это очень удобно для тех, у кого недостаточно средств. У нас в городе есть несколько поставщиков, в том числе «Сахафармация».
Что касается наценок, то к каждому ассортименту есть своя наценка от 20 до 40%, для жизненно-важных уже идет отдельный перечень, там наценку можно делать выше. Товары, которые не входят в жизненно-важные, можно продавать по любой цене.
Финансы поют романсы
Несмотря на то, что наценка на стоимость товаров в аптеке весьма высокая, средняя рентабельность продаж составляет лишь 10%. Поэтому очень выгодно открытие аптечных сетей, а не одиночные аптеки. Но для этого нужно вложить много финансовых средств. Так, на открытие одной аптеки среднего размера уйдет около 1,5-2 млн.руб., а туда входит все оборудование, оформление документов, реклама и так далее.
Надеюсь мы смогли вам помочь в решении открыть аптеку. Желаем удачи в ваших начинаниях!
Евдокия Ефимова