42% российских женщин отметили положительные изменения в отношении к предпринимателям. Ключевую роль в данном процессе сыграли публикации в СМИ, реальные примеры успешных женщин и деятельность специализированных сообществ.
Индекс женской предпринимательской активности WBI (Woman Business Index) в первой половине 2017 года составил 59 п.п., за период с 2015 года увеличившись на 3 п.п. В 2016 году его значение составляло 57 п.п., в 2015-м – 56 п.п.
Таковы результаты третьей волны оценки Индекса женской предпринимательской активности WBI (Women Business Index)[1]. Регулярное исследование уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России проводится по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» при поддержке Общественной палаты РФ и Агентства стратегических инициатив. Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.
Индекс женской предпринимательской активности WBI представляет собой агрегированный относительный показатель, характеризующий деловую активность женщин с трех позиций: культура предпринимательства (отношение общества к женщинам-предпринимателям); предпринимательская экосистема (оценка условий ведения бизнеса, доступность инфраструктуры, финансов, бизнес-образования и др.), личные качества женщины (оценка качества жизни женщины и ее профессиональных навыков).
По итогам третьей волны позитивно были оценены частные индексы «Культура предпринимательства» (66 п.п.) и «Личные качества»(67 п.п.). В 2016 году их значения составляли 66 п.п. и 68 соответственно.
Частный индекс «Предпринимательская экосистема» продемонстрировал значение ниже среднего (54 п.п.). В 2016 году его значение составило 50 п.п.
Результаты опроса женщин
42% российских женщин отметили положительные изменения в отношении к женщинам-предпринимателям. Ключевую роль в данном процессе сыграли публикации в СМИ, реальные примеры успешных женщин и деятельность специализированных сообществ.
Основным стимулом к предпринимательской деятельности 33% женщин называют материальное благополучие. Вторым по популярности стимулом является желание реализовать свою идею и приносить пользу – данный фактор значим для 27% женщин. На третье место вышел фактор «Наличие стартового капитала» (12%), в то время как год назад на третьем месте располагался фактор «Потребность в свободном времени». Следует отметить, что за последний год выросла доля женщин, желающих открыть свое дело по причине высокого социального статуса предпринимателя (с 1% до 8%).
Основной барьер к началу собственного дела — отсутствие финансовых возможностей для старта (34%), однако страх нестабильности экономической ситуации уходит на второй план по итогам трех волн исследования.
Результаты опроса женщин-предпринимательниц
Предпринимательницы оптимистично настроены в части развития бизнеса: 37% опрошенных ожидают роста оборотов компании, 22% планируют увеличить штат и повысить оплату труда сотрудникам. Однако данный оптимизм носит скорее декларативный характер, поскольку финансовое положение предприятий находится на невысоком уровне: 49% предпринимательниц отметили падение оборотов компании.
На этапах развития бизнеса предпринимательницы в большей степени склонны привлекать неформальные займы у родных и знакомых (43%), а также предпочитают оформлять потребительские кредиты на физическое лицо (36%).
На текущий момент компании, созданные женщинами, ориентированы на внутренний рынок. Только 5% предпринимательниц указали, что поставляют продукты и услуги в другие страны. Однако при этом 21% отметили свое желание экспортировать продукты и услуги в другие страны мира (для сравнения – в среднем 13% МСП готовы к экспортной деятельности)[2]. Среди основных барьеров к экспортной деятельности – локализованность бизнес-модели, отсутствие спроса и высокая конкуренция.
Женщины, занимающиеся предпринимательской деятельностью, чаще отмечают улучшения в своей личной жизни, развитие хобби и интересов (57% в сравнении с 42% среди женщин, не имеющие свой бизнес).
21% опрошенных предпринимательниц указали, что рождение детей не изменило их подход к работе, а 13% отметили, что рождение ребенка положительно сказалось на нем. Только 12% женщин отметили ухудшение, связанное с нехваткой времени на работу и семью. 53% участниц исследования открыли бизнес после рождения детей.
59% предпринимательниц, имеющих детей, пользуются услугами детских садов. 29% предпринимательниц отметили положительные изменения в доступности детской образовательной инфраструктуры. Примерно столько же ожидают, что ситуация изменится к лучшему в ближайшие три месяца (30%).
Александр Бречалов, Секретарь Общественной палаты РФ, 1-й вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:
«В России действует около 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства. Если в 1990 году женщины составляли порядка 15% от общего числа предпринимателей, то сейчас их доля 34%. По данным социологов, более половины женщин, работающих по найму, хотели бы начать свой бизнес.
Для страны это дополнительный ресурс экономического роста, повышения уровня социальной сферы, создания новых рабочих мест и повышения самозанятости.
Наша страна входит в десятку стран-лидеров по числу населения, причем более половины трудоспособного населения у нас – это женщины. Для блага России нам нужно использовать все возможности для повышения эффективности использования предпринимательского потенциала женщин. При этом поддержка должна быть направлена не на саму компанию, а напрямую на женщину-предпринимателя».
Надия Черкасова, председатель Комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», член Правления, директор Департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ 24 (ПАО):
«Российский Индекс женской предпринимательской активности — первый фундаментальный инструмент, который замеряет уровень деловой и социальной среды в целом по стране и позволяет оценить развитие инфраструктуры для женского бизнеса в динамике.
Одной из ключевых задач «Опора России» — развитие женского предпринимательства, драйвера роста малого бизнеса. Мы считаем, крайне важно создать экосистему, открыв доступ к информации, к образованию, к финансам и к рынкам сбыта, как внутренним, так и международным.
Комитет по развитию женского предпринимательства «Опоры России» создал Федеральные программы по каждому из этих направлений. И по результатам оценки третьей волны Индекса женской предпринимательской активности отмечается улучшение инфраструктуры для развития бизнеса. А 42% российских женщин отметили положительные изменения в отношении к предпринимателям».
Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ: «Сегодня тема раскрытия потенциала деловых женщин актуальна в повестке многих стран мира, в том числе и в России. Стало очевидным, что разработка и продвижение грамотной политики поддержки женщин предпринимательниц должны основываться на качественных данных и иметь проверенный исследовательский инструментарий.
В этой связи Индекс женской предпринимательской активности заслуживает особого внимания. Во-первых, это международная методика, прошедшая тщательную адаптацию к российским реалиям. Во-вторых, усилиями Комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России», Индекс имеет длительную историю и позволяет видеть более широкую картину, чем разовый замер. И, наконец, очень важно, что респонденты исследования – и женщины-предпринимательницы, и женщины, не ведущие предпринимательскую деятельность. Это позволяет оценивать перспективу и выявлять тренды женского бизнеса».
Источник: http://www.opora.ru/