Новости
Развитие креативной экономики обсудили на стратегической сессии
сегодня

В Координационном центре Правительства РФ под председательством премьер-министра Михаила Мишустина состоялась стратегическая сессия по развитию креативной экономики. Руководители отраслевых ФОИВ, курирующих отдельные индустрии, отраслевые эксперты обсудили ключевые направления и перспективы развития, барьеры, механизмы защиты авторских прав, международный опыт, кадровые и вопросы экспорта. Губернаторы субъектов РФ представили успешный региональный опыт поддержки креативных индустрий.

Как отметил Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, Президент уделяет особое внимание вопросам развития креативной экономики и поручил Правительству вместе с субъектами РФ подготовить долгосрочную стратегию развития этого современного сегмента.

«Сегодня работа по этим направлениям уже идёт. К ним относятся народные художественные промыслы, кинематограф и анимация, исполнительские искусства, музыка, мода, дизайн, архитектура, медиа и средства массовой информации, программное обеспечение, видеоигры и многое другое. Всего таких направлений 16. Это перспективные секторы, которые основаны в первую очередь на интеллектуальной деятельности, где главным ресурсом являются идеи и человеческий капитал. В этих сферах трудятся миллионы людей, которые благодаря своим талантам и мастерству создают востребованные товары и услуги», — открыл стратегическую сессию Михаил Мишустин.

С основным докладом выступил министр экономического развития России Максим Решетников. Он, в частности, отметил, что креативная экономика — это активно растущий сектор. Объем рынка составляет 7,5 трлн рублей (4,1% ВВП за 2024 год) и сопоставим с долей сельского хозяйства или строительства. Динамика — плюс 3 трлн рублей за три года. За последние семь лет креативный сектор рос в четыре раза быстрее экономики в целом. Цель — довести вклад сектора в ВВП до 6% к 2030 году. Аналогичные показатели — общемировая тенденция.

«Главная особенность креативной экономики — высокая добавленная стоимость. Когда „придумано“ стоит дороже, чем „сделано“, — отметил Максим Решетников. — Креатив — это еще и фактор производительности труда в традиционных отраслях. Помимо экономических эффектов есть и смежные. Это развитие культурной идентичности. Трансляция наших смыслов и ценностей, как внутри страны, так и за рубежом».

Министр также обозначил текущее состояние отрасли. Минэкономразвития России как регулятор на основе ОКВЭД выделил 16 сфер, которые курируют шесть отраслевых ведомств. В топ-3 по вкладу входят ИТ-сектор (34,96%), реклама и PR (13,38%), гастрономия (10,6%). На региональном уровне вопрос тоже носит межведомственный характер, подчеркнул министр. Для дальнейшего развития креативных индустрий в регионах будут решаться три задачи: снятие барьеров и донастройка федерального законодательства, формирование отраслевых программ развития, решение сквозных задач в сфере экспорта и интеллектуальной собственности.

«Основной потенциал роста креативной экономики — в регионах. Москва обеспечивает 10% ВРП за счет креативного сектора, Санкт-Петербург — 4,6%, Новосибирск — чуть меньше. При этом среднероссийский показатель (3,9%) превышают только 12 субъектов. Очевидно, если вовлечем остальные регионы в развитие креативной экономики, в создание очагов креативности — это даст большой рывок вперед», — подчеркнул Максим Решетников.

Например, в Донецкой Народной Республике уже утверждена стратегия развития креативных индустрий. Это в том числе создаст возможности для самореализации молодежи в моде, урбанистике и цифровых технологиях. По словам главы республики, Донбасс формирует собственный визуальный стиль в архитектуре, дизайне и кино, создавая интуитивно понятный язык, отражающий ценности региона.

Выстраивание эффективной системы управления сектором на всех уровнях, включая регионы, — одна их ключевых отраслевых задач, считает и заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.

«Чтобы эффективных решений стало больше, регионы должны сочетать федеральные меры поддержки со своими инициативами, концентрируя их на развитии креативной экономики. Это означает направление средств и возможностей федпроектов на конкретные креативные проекты и компании региона. Сегодня 80% всей выручки компаний из креативных индустрий сконцентрировано в 10 регионах-лидерах. Регионами уже принято 26 нормативно-правовых актов по развитию этого направления, создано 48 опорных организаций, а в 28 действует необходимая инфраструктура», — прокомментировала Татьяна Илюшникова.

На вопросах развития новых отечественных брендов остановился министр промышленности и торговли России Антон Алиханов. Он также отметил ключевую особенность креативной экономики, где именно творческая часть продукции является источником добавленной стоимости.

«Именно в дизайне сосредоточена основная часть креативной составляющей. В частности, компании, уделяющие приоритетное внимание дизайну, демонстрируют на треть более высокий темп роста выручки, чем их коллеги. Поэтому мы делаем особый акцент на популяризации промдизайна и развитии этой профессии. Кроме того, для нашей промышленной и продовольственной продукции важно, насколько быстро закрепятся в сознании потребителя новые отечественные бренды. Отмечу, что использование традиционной русской символики способствует формированию привлекательного имиджа», — отметил Антон Алиханов.

Вопросы прав на интеллектуальную собственность в контексте креативных индустрий затронул глава Роспатента Юрий Зубов. По его словам, при регистрации соответствующих прав провообладатель-создатель творческого контента имеет возможность масштабировать бизнес за счет моделей франчайзинга или получать дополнительный доход от продажи лицензий.

В ходе сессии с экспертными комментариями также выступили представители Центра современного искусства «ВИНЗАВОД», НИУ «Высшая школа экономики», МГТУ им. Н. Э. Баумана, Okko, VK Play, АО «Национальная Медиа Группа», киностудии «Союзмультфильм», Национальной федерации музыкальной индустрии. В своем выступлении президент АНО «Креативная экономика» Марина Монгуш отметила, что в соответствии с Указом Президента России все национальные приоритеты базируются на традиционных ценностях. Это означает, что не только вся экономика, но и в первую очередь креативные индустрии должны быть ценностно ориентированы.

«Создавать ценностно ориентированный продукт — это выгодно для бизнеса: данные ВЦИОМ говорят о том, что граждане России сегодня хотят именно такой товар. В больших корпорациях внедрение ценностей и миссий давно апробировано, это повышает капитализацию, а также вовлеченность персонала. Внедрение ценностей в компании в среднем дает 5% увеличения прибыли, когда кажется, что ресурсы и эффективность на исходе», — прокомментировала Марина Монгуш.

Источник фото: пресс-служба Министерства экономического развития

Источник