Когда блогерство начинает приносить доход, оно из хобби превращается в предпринимательство. При этом вид дохода может быть различным: это деньги от рекламы или продажи собственных услуг, вознаграждение платформы за количество просмотров, подписка на платные каналы.
Для законного ведения коммерческой деятельности блогерам необходимо зарегистрировать свою деятельность и доходы. Только начиная такую деятельность, при небольших суммах годового дохода или разовых заказах, можно отчитаться государству и как физическое лицо. Доходы блогеров признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в размере 13%. Они самостоятельно исчисляют и уплачивают налог с полученного дохода, а также представляют налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в налоговый орган по месту жительства.
Блогеру с доходом до 2,4 млн рублей в год выгоднее оформить самозанятость. Налог здесь составит 4% или 6% в зависимости о того, чьи услуги рекламируются физического лица или компании (ИП). При этом нельзя заниматься перепродажей товаров, торговать маркируемыми товарами и придерживаться других ограничений этого налогового режима. Код ОКВЭД самозанятому не нужен.
Крупные блогеры с аудиторией от миллиона подписчиков, как правило, уже не укладываются в рамки НПД. В таком случае оформляют ИП или ООО. Регистрация бизнеса предполагает выбор системы налогообложения и кода ОКВЭД.
Ранее блогеры и инфлюенсеры выбирали общие коды, например, «рекламное агентство» (73.11.9) или «связи с общественностью» (70.21.9). С мая 2025 года в классификаторе ОКВЭД для них появляются новые коды:
Эти коды официально утверждены Росстандартом и включены в классификатор для более точного обозначения деятельности участников рекламного рынка, в том числе блогеров и инфлюенсеров, ведущих коммерческую деятельность в интернете. Теперь им предстоит внести изменения в свои регистрационные данные, добавив новые коды ОКВЭД.
Добавление новых кодов необходимо как для налоговой, так и для Росстата:
Правила внесения изменений в регистрационные документы одинаковы для всех предпринимателей. Делается это по специальной форме: Р24001 — для ИП, Р13014 — для ООО.
Материал по теме: ОКВЭД для ИП и ООО: как поменять основной и дополнительный код вида деятельности
Нелишним будет напомнить, что крупным блогерам (от 10 тыс. подписчиков) с ноября 2024 года необходимо регистрировать свои каналы в специальном реестре Роскомнадзора. Без этого запрещено размещать рекламу и собирать пожертвования. Заявку можно подать через портал «Госуслуги», где для этого создана специальная форма.