Современное состояние торговой отрасли обсудили 24 ноября в Общественной палате РФ представители профильных комитетов Госдумы, министерств и ведомств, а участниками мероприятия стали представители малого торгового бизнеса из 30 регионов России.
На секции, посвященной нестационарной и мобильной торговле, участники отметили, что для развития этого сегмента необходимо как можно скорее принять разработанные Минпромторгом поправки к закону о малом формате торговли. Документ значительно улучшит условия для ведения бизнеса владельцам малых торговых объектов и определит четкие требования для мобильной торговли.
Замдиректора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Н.В. Кузнецов отметил, что для органов местного самоуправления необходима четкая финансовая мотивация:
«Нужно создать легальную возможность взимания налоговых платежей в местный бюджет от малых торговых форматов. В таком случае у местных властей появится мотивация, чтобы развивать бизнес на своей территории».
Также следует ввести ответственность «жалобщиков» или проводить их идентификацию, так как необоснованные жалобы приводят к многочисленным проверкам и препятствуют работе бизнеса.
«Последний момент — переход к другой системе оценки работы контрольно-надзорных органов. KPI должен заключаться в профилактике правонарушений, а не в их выявлении», — добавил Кузнецов.
В целом эксперты отметили снижение доли малого предпринимательства и падение оборота розничной торговли. Доля рынков и ярмарок снизилась с 11,5% в 2011 г. до 7,2% в 2016-м. Всего в РФ сейчас действует 971,3 тыс. объектов розничной торговли, из них 53,7% — предприятия малого формата, а 21,8% приходится на киоски и торговые павильоны.
Основными факторами, ограничивающими развитие малых розничных организаций, по данным Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, являются инфляция, недостаточный спрос на продукцию, высокая стоимость арендной платы, а также давление со стороны контролирующих и надзорных органов.
На пленарном заседании, подводящем итоги секции, заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов обозначил главные направления, по которым должны вестись работа: это возрождение рыночного и ярмарочного формата торговли, развитие нестационарной торговли и увеличение точек питания вне дома.
В условиях, когда сети вытесняют малый и средний бизнес с рынка, малые формы торговли остаются востребованными благодаря улучшению регуляторики микробизнеса, отметил А.С. Калинин, президент «ОПОРЫ РОССИИ». «На рыночные вызовы необходимо отвечать рыночными механизмами – создавать больше торговых точек в формате рынков, обратить внимание на интернет-торговлю», — предложил Калинин.
Количество ИП увеличилось на 5% за последние полтора года. Также предприниматели все чаще приобретают помещения в собственность под свои магазины или для создания собственных сетей, так как прямой контакт с потребителем способствует сохранению бизнеса.
Соседство крупных торговых сетей и малого бизнеса генерирует дополнительные покупательские потоки, подчеркнул председатель президиума АКОРТ И.В. Ломакин-Румянцев. Одним из способов такого взаимодействия может стать формат «магазин в магазине», когда в рамках крупного торгового формата существуют объекты мобильной торговли.
Кроме того, возможно размещение нестационарных объектов при стационарных предприятиях по аналогии с летними верандами, добавил А.А.Немерюк, руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы.
Организаторами саммита «Малая торговля в России: вызовы и перспективы» выступили Коалиция владельцев малых торговых форматов, Комиссия «ОПОРЫ РОССИИ» по малоформатной, нестационарной и мобильной торговле при поддержке Комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ.