Индекс лояльности клиентов (Net Promoter Score, NPS) – один из показателей, который помогает оценить удовлетворенность клиентов и их готовность рекомендовать бренд другим. Он прост в использовании и при правильном подходе дает важную информацию для бизнеса. Важно грамотно измерять NPS, интерпретировать результаты и применять их на практике.
Метрика измеряет степень приверженности клиентов бренду. Суть NPS заключается в одном простом вопросе: Насколько вероятно, что вы порекомендуете нашу компанию/продукт/услугу друзьям или коллегам? Покупатели часто положительно реагируют и охотно откликаются на участие в простых опросах, которые не требует много времени.
Клиенты оценивают этот вопрос по шкале от 0 до 10, после чего они делятся на три группы:
· Промоутеры (9-10) – лояльные клиенты, которые готовы рекомендовать компанию.
· Нейтралы (7-8) – удовлетворенные, но не особенно вовлеченные клиенты. При более выгодном предложении могут уйти к конкурентам
· Критики (0-6) – недовольные клиенты, которые могут делиться негативными отзывами.
Формула расчета NPS:
NPS = % промоутеров – % критиков
Значение NPS может варьироваться от -100 до 100. Чем выше показатель, тем лучше.
Измерение NPS включает несколько этапов:
Выбор респондентов зависит от цели исследования. Например, опросить новых, постоянных или ушедших клиентов. Часто измеряют NPS сразу после целевого действия: покупки, использования сервиса или обращения в службу поддержки, изменения ассортимента и пр.
Выбор метода сбора данных. Популярные способы проведения опроса: e-mail, всплывающие формы на сайте или в приложении, специальные сервисы, телефонные звонки, сообщения в мессенджерах, социальных сетях, СМС. Личное общение позволяет задать дополнительный вопрос: Что повлияло на вашу оценку, ответ на который поможет выявить конкретные проблемы и точки роста.
Интерпретация результатов NPS зависит от индустрии и специфики бизнеса. В целом приняты следующие показатели:
Важно отслеживать динамику внутри компании и по возможности сравнивать с результатами ближайших конкурентов или лидерами отрасли.
С полученными результатами можно работать по трем направлениям. Во-первых, реагировать на замечания критиков. Постараться понять причину недовольства, в том числе через дополнительные вопросы. Важно давать обратную связь о том, что выявленные проблемы устранены, какие меры приняты и какие улучшения произошли.
Во-вторых, нужно повышать лояльность нейтралов. Им можно предложить бонусные программы и скидки, а также улучшать сервис, стимулируя повторные продажи. Обратная связь позволит повысить их вовлеченность.
В-третьих, нужно работать с категорией промоутеров. Для бизнеса это самая важная аудитория, которая и запускает сарафанное радио. Они и останутся покупателями, и будут приводить новых клиентов. Поэтому нужно всячески поощрять их преданность бренду. Например, создавать реферальные программы с бонусами за рекомендации, побуждать оставлять отзывы, делиться опытом в соцсетях, приглашать тестировать новинки.
Регулярное измерение и грамотное использование NPS помогут не только удерживать клиентов, но и привлекать новых, создавая крепкие и долгосрочные отношения с аудиторией.