Новости
Как открыть бизнес с нуля
24 марта 2024

Запустить собственное дело сложно, но вполне выполнимо. Главное — не рассчитывать на легкий путь. Даже самая перспективная идея требует тщательной подготовки и планирования.

В материале — как запустить бизнес с нуля с минимальными затратами финансов и времени, как выбрать нишу для предпринимательской деятельности, зачем нужен бизнес-план и где взять деньги на реализацию идеи. 

Содержание

С чего начать

На этапе запуска бизнеса важнее всего реалистичный подход. Коммерческая идея не обязательно должна быть уникальной, главное — умение развить ее и убедить других в её ценности. 

Вот несколько ключевых моментов, с которых стоит начать:

  • Оцените разницу между предпринимательством и работой по найму. Свой бизнес предлагает возможность значительно улучшить финансовое положение быстрее, чем карьера наемного сотрудника, и зачастую не требует огромных вложений.
  • Задумайтесь о том, что вами движет. В предпринимательстве отношение к делу играет огромную роль. Стремление быстро заработать или избавиться от начальников — слабая мотивация в долгосрочной перспективе.
  • Будьте организованными и целеустремленными. Успешные бизнесмены умеют планировать, рассчитывать риски и двигаться к своим целям, несмотря на препятствия. Желание преодолевать трудности и идти вперед важнее, чем деньги и связи.

Выбор ниши

В бизнесе нишей называют обособленный сегмент рынка с определенными конкурентными условиями. Правильно выбрать нишу — еще один фактор будущего успеха. У многих начинающих предпринимателей уже есть общая коммерческая идея, которая нуждается в оформлении. Но есть и те, кто готов выбрать любой перспективный вариант. 

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Исследования показывают, что наиболее востребованные на сегодня ниши — это онлайн-бизнес, розничная торговля и ИТ-сфера. Это направления, на которые можно ориентироваться. 

Сделать выбор помогут ответы на следующие вопросы:

  • Что именно вы умеете делать хорошо?
  • Что вас мотивирует и вдохновляет?
  • Чего не хватает вам и окружающим?
  • Что вы делаете лучше, чем другие?
  • Какой вы представляете свою целевую аудиторию?
  • За что вам будут платить клиенты?
  • Какой продукт и услугу вы хотите предложить?

Определив примерное направление деятельности, стоит исследовать выбранную нишу. В сети проводятся вебинары и тематические конференции, в которых вы можете поучаствовать. В крупных городах проводятся отраслевые встречи, которые тоже стоит посетить.

Возможности для бизнеса есть везде, но нужно внимательно изучать рынок, чтобы их найти. Отслеживайте и фиксируйте потребности и желания тех, кто вас окружает. Проявляйте активность в социальных сетях, тематических каналах в мессенджерах и на других площадках. Боли и проблемы людей — это потенциальная возможность предложить аудитории их решение.

Несколько экспертных советов по выбору ниши:

  • Используйте связи, опыт работы, образование. Чем шире ваш круг общения, тем проще воспользоваться полезными знакомствами. Профессионалы в разных сферах всегда поделятся знаниями о специфике бизнеса. 
  • Оцените свои финансовые возможности. Амбициозность — ценное качество, но нельзя терять ощущения реальности. Первый проект необязательно делать масштабным и революционным. Главное, чтобы он был эффективным.
  • Выбрав нишу, проанализируйте объем рынка. Учитывайте, что локальные и глобальные тренды постоянно меняются. Универсальных направлений, которые приносят доход при любом раскладе, крайне мало и при этом все они переполнены участниками. 
  • Спрос лучше всего отслеживать через специальные инструменты поисковых систем. Изучая динамику запросов, вы узнаете, какие тренды набирают популярность на текущий момент, а какие уже достигли пика и постепенно теряют позиции.
  • Сужайте нишу и копайте в глубину. Изучайте целевую аудиторию, чтобы понять ее интересы и боли. Узкоспециализированные направления с упором на качество продуктов и услуг всегда находят своего потребителя.

Необязательно ограничиваться одним направлением. Никто не запрещает начинающему предпринимателю тестировать разные ниши, пока бизнес еще не запущен. 

Составление бизнес-плана

Чтобы открыть свое дело с нуля, понадобится четко продуманный план. Многие начинающие предприниматели недооценивают значение этого документа, полагая, что достаточно просто хранить все детали в голове. Но бизнес-план намного важнее, чем просто напоминание.

Этот документ — ваша подробная инструкция по реализации идеи в жизнь. Он помогает вам и вашей команде видеть четкую картину того, куда вы пошагово движетесь.

У плана есть и более конкретные цели:

  • Привлечение инвестиций. У значительной части начинающих бизнесменов нет стартового капитала. Подробный бизнес-план продемонстрирует потенциальным инвесторам серьезность ваших намерений, поможет оценить перспективы и узнать сроки окупаемости.
  • Получение господдержки. Если вы хотите воспользоваться поддержкой от государства, бизнес-план, причем составленный по определенным правилам, вам просто необходим. Специальная комиссия оценит социальную значимость проекта и его налоговый потенциал.
  • Получение кредита. Банковским организациям важно, чтобы заемные средства были возвращены полностью и в срок. Сотрудники внимательно изучат финансовые перспективы проекта — для этого им потребуется детальный бизнес-план.
  • Обозначение стратегических целей. Долгосрочный план развития требуется прежде всего самой компании. Документ поможет выявить уязвимые места и уделить максимум внимания сильным сторонам проекта.
  • Построение алгоритма. В плане построение бизнеса разбивается на отдельные этапы — выполнять задачу пошагово гораздо проще. 

Есть разные виды бизнес-планов в зависимости от назначения этого документа. Существует универсальная формула, которой можно придерживаться:

  • Резюме: краткий обзор вашего проекта. Именно это чаще всего читают инвесторы, чтобы понять основную идею.
  • Описание отрасли, товаров и услуг: что вы предлагаете и в какой сфере работаете.
  • Информация о производстве и структуре компании: как устроены ваши процессы и организация работы.
  • Маркетинговый план: как вы собираетесь привлекать клиентов и продвигать свои товары или услуги.
  • Финансовые расчеты: ваши бюджеты, ожидаемые доходы и расходы.
  • Анализ рентабельности и окупаемости: когда и как ваш проект начнет приносить прибыль.
  • Риски и гарантии: что может пойти не так и как вы собираетесь это исправлять.

В приложении к плану можно добавить все технические расчеты, графики, таблицы и другие детали, которые помогут лучше понять ваш проект.

Стартовый капитал

Ключевой вопрос для любого стартапа — финансовый. Открыть бизнес совсем без вложений не получится. Каждый предприниматель решает вопрос стартового капитала в индивидуальном порядке. Здесь нет универсальных решений. 

Многое зависит от вида бизнеса. Для открытия онлайн-магазина на готовой площадке достаточно минимальных вложений. 

Предприниматель закупает небольшую партию товара и реализует ее, на выручку покупает партию побольше и так далее. Постепенно магазин расширяется, как и его ассортимент. 

Однако такой вариант подходит не для всех направлений. Открыть кофейню или салон красоты «по частям» не получится. 

Где взять капитал на запуск бизнеса? Есть несколько популярных вариантов:

  • Использовать накопления. Речь не о «подушке безопасности», а именно о свободных активах. Можно продать резервную недвижимость или транспорт, которым вы не пользуетесь. Это вариант для тех, кто принципиально не желает использовать заемные средства.
  • Привлечь партнеров. Опытные предприниматели не советуют начинать вести дело с близкими друзьями и родственниками, однако нужен человек, которому вы можете доверять. Партнеру нужно доказать, что ваш проект выгоднее и креативнее других.
  • Найти инвесторов. Есть организации, которые занимаются инвестированием в стартапы. Инвесторы предоставляют средства под небольшой процент, но могут потребовать долю в готовом бизнесе. 
  • Воспользоваться краудфандингом. Это платформы по сбору народных средств. Нужно зарегистрироваться на такой площадке и создать предложение, которое понравится потенциальным участникам. Заодно проверите, насколько интересен ваш проект аудитории.
  • Получить субсидии. В субъектах Российской Федерации действуют поощрительные программы для начинающих бизнесменов. Условия получения субсидий разные, но в любом случае финансирование доступно только на конкурсной основе. Все решают перспективная идея и грамотный план. 
  • Взять кредит в банке. Самое простое решение, но банку понадобятся доказательства вашей платежеспособности и документальное обоснование рентабельности проекта. Наличие залога и/или поручителей существенно повышает шансы на положительное решение. 

Привлечение кредитных средств требует тщательных расчетов. До запуска сложно оценить доходность, но показатели должны быть предельно близки к реальной картине. Проблемы с выплатой кредита — совсем не та ситуация, в которой хочется оказаться начинающему бизнесмену. 

Источник