Новости
«Приборная панель самолета»: почему бизнесу важно научиться составлять отчеты по ESG
22 марта 2024

Сбор данных об устойчивом развитии выглядит пугающей процедурой, которую способны потянуть только крупные компании. На самом деле первичный учет с нулевыми затратами может организовать любой бизнес. О том, зачем нужно собирать информацию, как это делать без создания нового отдела, что такое реактивный и упреждающий подходы к сбору данных, а также о didgital-хардкоре рассказала основатель и ведущий эксперт практики устойчивого развития TSQ Consulting Оксана Орлова-Горская

С чего начать и кому нужны данные об устойчивости

С необходимостью отстраивать ESG data management (процесс управления данными об устойчивом развитии) компании, как правило, сталкиваются, когда готовят свой первый нефинансовый отчет. И здесь есть стойкое убеждение, что такой отчет до 2022 года был необходим только крупным бизнесам, а теперь он не нужен, потому что «зарубежные инвесторы ушли».

Однако исследования показывают иную картину: все больше компаний публикуют данные, потому что видят в этом бизнес-выгоды. ESG-отчет — это не альманах лучших практик предприятия, а своеобразная «приборная панель самолета»: данные помогают понять, правильным ли курсом следует бизнес. Главная ценность отчета об устойчивом развитии, особенно для средних и малых компаний, в процессе его подготовки.

Почему же сложно собрать данные? Причина в большом количестве информации и ее источников. По сути, ESG-показатели затрагивают бизнес-процессы как внутри организации, так и за ее пределами — по всей цепочке создания стоимости. 

И здесь ключевое отличие от стандартных справок и отдельных запросов: данные об устойчивом развитии это системное видение бизнеса. Например, можно проанализировать динамику численности работников и, если она внушает опасения, тут же обратиться к динамике зарплат в сравнении со средними показателями по отрасли и региону. Если нет очевидного ответа на вопрос о текучести кадров, то стоит посмотреть на финансирование социальных программ, объем обучения на каждого сотрудника, количество больничных и увидеть, например, что люди просто выгорают от переработок и повышением зарплаты делу не поможешь.

Такие данные собрать непросто. Но трудности в процессе взаимодействия между причастными специалистами — сигнал для руководителя: вероятно, исполнительская дисциплина низкая, а может быть, нет культуры взаимопомощи.

 

Кроме того, если из процесса невозможно вытащить данные, значит, он неуправляем. Первичный сбор ESG-показателей отразит те аспекты бизнеса, где внимания менеджмента недостаточно. Устойчивое развитие требует последовательной и системной работы.

Как настроить первичный сбор информации и не разориться

Хорошая новость: у ESG data management чрезвычайно низкий порог входа, то есть на старте не надо набирать новый отдел и платить за внедрение системы. Вне зависимости от масштаба любой бизнес способен собрать основные данные в ручном режиме. Для этого необходима воля руководства и административный ресурс. Надо разослать Excel-таблицу специалистам, которые обладают нужными сведениями, и сделать так, чтобы она была заполнена.

Такой подход к сбору данных называется реактивным и с него, как правило, начинается ESG data management. Он подразумевает, что сначала компания определяет, какие данные нужны для отчетов и рейтингов, а потом организует сбор этой информации.

 

Таблицы с данными называют ESG data book — сборник количественных нефинансовых показателей, которые иногда публикуют файлом Excel для скачивания на сайте компании. Часто данные компонуют на одной из страниц сайта, что удобно для аналитиков и роботов рейтинговых систем. Они автоматически включат данные в свои отчеты и аналитики. Данные из ESG data book используются для построения и анализа диаграмм по важным показателям. Чаще в нем собирается информация за последние три года. ESG data book является источником данных для нефинансового отчета и содержит «фактуру», которую потом «упаковывают» в финальный документ.

В 2023 году в России вышли национальные рекомендации по раскрытию нефинансовой информации — приказ Минэкономразвития РФ от 1 ноября 2023 года № 764. Перечень включает в себя  44 показателя: экономические, экологические, социальные и управленческие. 

Экологические показатели: объем потребления воды, выбросы загрязняющих веществ и CO2, объем образования опасных отходов, затраты на реализацию мероприятий, связанных с охраной окружающей среды, и потребление возобновляемой энергии.

Социальные показатели: расходы на заработную плату, средние размеры зарплат, расходы на социальные, физкультурно-оздоровительные и медицинские мероприятия для сотрудников и их семей, количество инцидентов на производстве, коэффициент текучести кадров, расходы на обучение персонала и т. д.

Управленческие показатели: наличие политики устойчивого развития, количество совещаний совета директоров и уровень их участия, возраст членов совета директоров, участие в рейтингах ESG, документированные случаи нарушения прав малочисленных народов и доля женщин в руководящих должностях.

Однако TSQ Consulting сделал таблицу, в которой собраны и сопоставлены между собой показатели из приказа Минэкономразвитияцели устойчивого развития ООН и индексы самого популярного в России стандарта нефинансовой отчетности — Глобальной инициативы по отчетности — GRI. 

Такое сопоставление поможет обеспечить преемственность данных для тех, кто уже собирает метрики. Тем же, кто только начинает этот путь, этот шаблон ESG data book поможет сравнивать свои значения с другими компаниями, которые использовали ранее другие индексы, и при этом сразу ориентироваться на новую российскую методику. Файл уже скачали более 80 пользователей, чтобы использовать в отчетный период 2024 года. В сравнении с тем, что нефинансовую отчетность в России готовят около сотни компаний, показатель вполне достойный.

На основе таблицы руководитель организации может организовать сбор метрик и поддержание их в актуальном состоянии. Разумно обновлять данные каждый квартал и там, где это нужно, суммировать значения показателей, чтобы сравнить с годовой целью, — так прогресс будет нагляднее. Начать можно с тех метрик, которые проще всего отслеживать, затем постепенно добавляя новые. 

Например, даже небольшой офис может организовать раздельный сбор отходов. В этом случае стоит проследить, сколько сейчас образуется мусора, зафиксировав, например, как часто приходит уборщица и сколько мешков она обычно выносит на контейнерную площадку. А после установки контейнеров для раздельного сбора отметить, какой объем отходов отправился на переработку. По этим метрикам можно отслеживать эффект от предпринимаемых усилий по сокращению мусора. Кроме пользы для сбора данных реальные цифры вдохновляют сотрудников продолжать начатое. С учетом вполне справится офис-менеджер или доброволец из числа работников.

Источник