Супруг и отец троих детей Иван Сивцев до открытия бизнеса работал в Федеральной налоговой службе. Спустя несколько лет он решил открыть собственное производство домашних полуфабрикатов. В интервью Иван рассказал, какой у него был стартовый капитал, на чем он мог сэкономить в начале, а также поделился советами с начинающими производителями.
— Расскажите о себе – чем занимались до открытия бизнеса?
— Я родом из Якутска, окончил Тулагинскую среднеобразовательную школу. Потом я поступил в ФЭИ СВФУ, где учился по направлению «бухгалтерский учет». После университета я работал в Федеральной налоговой службе. В налоговой я проводил проверки в отношении недропользователей – проверял налог на добычу полезных ископаемых. Чтобы понять систему их работы, мне, кроме законодательной базы, нужно было изучить непосредственно весь технологический процесс самого предприятия.
Так у меня и появилось общее понимание всех основных техпроцессов в области добычи полезных ископаемых: теперь я знал, как добывают алмазы, золото, нефть, уголь и т.д. Для меня весь этот процесс добычи был жутко интересен, ведь я не только читал все это на бумаге, но и видел этот процесс вживую – то, как огромная техника перевозит руду, как проводят буровзрывные работы, как выкачивают нефть, как с помощью химии можно извлечь золото.
— Как пришла идея открыть бизнеса? Чем привлекло предпринимательство?
— Наверное, я всю свою сознательную жизнь хотел вести собственное дело. Мечтал, что однажды буду заниматься предпринимательством, но конкретных идей, каким должен быть мой бизнес, не было. В декабре 2020 года желание иметь свое дело достигло пика, и я наконец-то решился на этот шаг. Я оставил свою замечательную работу в налоговой, где трудился семь лет, и начал погружаться в сферу бизнеса. Прежде всего, мне надо было определиться с направлением. Будучи предпринимателем мне хотелось быть не просто посредником между товаром и потребителем, а стать именно производственником – для меня это было ближе и интересней всего.
У меня было стойкое желание производить какой-то новый продукт с конкретной технологической линией и соответствующей ей проектной документацией. Так я и определился с направлением будущего бизнеса. Затем мне нужно было выбрать сферу деятельности. Тут уже все было куда прозаичнее: кулинария является моим давним увлечением, к тому же у меня есть небольшой опыт работы в общепите. Некоторое время я работал поваром в одном из столичных ресторанов. Взвесив все «за» и «против», было принято решение открыть цех по производству замороженных полуфабрикатов.
— Каков был стартовый капитал? Что было необходимо для запуска производства?
— У нас, конечно же, не было лишних денег на запуск цеха. По этой причине с женой решили продать нашу машину, которая была очень дорога нам, поскольку мы вместе усердно копили на нее целый год. Забегая вперед, скажу, что можно было обойтись без этого. Однако все уже было сделано, а назад ничего не вернешь. Мы продали машину за 800 тысяч рублей и все эти средства вложили в цех. Сразу приобрели необходимое оборудование за 350 тысяч рублей, машину за 120 тысяч рублей, инвентарь и упаковку за 100 тысяч рублей. Также были прочие расходы где-то на 230 тысяч рублей.
Сейчас понимаю, что цех можно было запустить без всех этих расходов. В начале вы можете прямо у себя дома изготавливать полуфабрикаты: нужно только купить хорошую мясорубку за 25 тысяч рублей, б/у морозильную ларь за 30 тысяч рублей и небольшую тестораскатку за 26 тысяч рублей, кухонный инвентарь за 10 тысяч рублей. В принципе это все, что необходимо, когда ты только начинаешь. Имея такой «арсенал», можно спокойно запустить производство, а дальше все придет с опытом.
— Какие были сложности в начале и как с ними справились? Как удалось найти первых клиентов?
— Трудностей, конечно, было много. В основном испытывали сложности с приобретением сырья. Оно здесь очень дорогое, а это напрямую влияет на себестоимость самого продукта. Если бы можно было вернуться в прошлое, то я бы оптом купил на стартовый капитал мясо (говядину, свинину и курицу) из других регионов. Остальное можно приобрести в Якутске.
Первыми клиентами были наши друзья, родственники, коллеги, знакомые и друзья друзей, за что их хочу отдельно поблагодарить! Мы, в первую очередь, запустили страницу в социальной сети, где объявили о запуске нашего цеха. Благодаря репостам и освещению в СМИ у нас появились первые покупатели.
— Расскажите подробнее о своем производстве «Папа лепит» – сколько лет работаете? Что производите?
— Наш цех имеет небольшую, но очень важную особенность – мы производим все полуфабрикаты абсолютно вручную. Изготавливаем руками пельмени, котлеты, тефтели и всю остальную продукцию. Благодаря этому они получаются совершенно домашними и невероятно вкусными. Наше производство открылось 21 мая 2021 года. Получается, что вот уже больше двух лет мы самоотверженно и со всей любовью производим домашние и качественные полуфабрикаты.
— Какие позиции пользуются наибольшей популярностью среди населения?
— Конечно же, это пельмени. Они по-своему особенны, ведь я трудился над их рецептурой несколько дней и нашел золотую середину, добавляя грамм за граммом различные компоненты. Также люди часто покупают японские пельмени «гедза», у которых очень сложный рецепт. Уверен, что такой набор ингредиентов нет ни у кого.
— В каких магазинах размещена продукция «Папа лепит»? Собираетесь ли расширять каналы сбыта?
— На данный момент из популярных магазинов наши товары можно приобрести во всех филиалах супермаркета «Токко», в магазине «Каспер» на 203 микрорайоне, «Поярков» и т.д. В основном люди заказывают у нас полуфабрикаты на дом, до квартиры, поскольку у нас доставка абсолютно бесплатная. В этом году планируем расширить бизнес: мы хотим переехать уже в большой, полноценный цех со всем оборудованием.
— Что необходимо учитывать человеку при управлении производством?
— Ведите учет денег, учет продукции, просто учет. Здесь нужно видеть все цифры. Скажу честно, что это моя «ахиллесова пята», поскольку сложно управлять производством, когда ты сам работаешь в цехе, занимаешься закупом, доставкой и всем подряд. Из-за этого не остается сил на само управление, ведение учета, маркетинг и сбыт.
— Как справляетесь с конкуренцией на рынке?
— Конкуренции как таковой не ощущаю, потому что у меня есть свой покупатель. Мою продукцию особенно ценят за ручное производство – соответственно цены на наши товары выше среднего. Клиенты отмечают, что любят нас за качество и особый домашний вкус!
— Пользовались ли Вы государственными мерами поддержки? Если да, то какими?
— В 2021 году мы подавали заявление в Министерство предпринимательства, торговли и туризма Якутии на получение субсидии на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, занятых производством местной продукции. Нам по заявке возместили около 80 тысяч рублей. Хотим поблагодарить за эту помощь!
— Что можете посоветовать начинающим предпринимателям, которые хотят открыть производство?
— Можно начать с очень маленьких вложений. Если вы намерены войти в этот рынок с серьезным капиталом, то нужно рассчитывать на примерный бюджет в размере 10-15 миллиона рублей. Главное – не бояться, не опускать руки даже в самые сложные моменты и продолжать идти к мечте!
Напоминаем, что Центры «Мой бизнес» оказывают широкий комплекс услуг для бизнеса Якутии на бесплатной основе в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Подробнее по ссылке: https://мойбизнес14.рф/instituty-razvitiya/tsentr-moj-biznes/
ГАУ РС(Я) «Центр «Мой бизнес»