Новости
Руководитель Федеральной Корпорации малого и среднего предпринимательства Александр Браверман дал интервью «Вестям»
4 октября 2016

О перспективах кредитования малого и среднего бизнеса, о размерах партнерства с крупными корпорациями рассказал в интервью Александр Браверман, генеральный директор АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», на Международном инвестиционном форуме в Сочи.


— Расскажите, как Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства в этом году должны была выдать гарантии по кредитам на 1,5 трлн рублей?

— Компания должна была раскрыть спрос крупнейших инфраструктурных монополий и госкомпании на 1 триллион. Этот 1 триллион пройден уже сейчас. По итогам года будет 1,2-1,3 трлн рублей.

— Как удалось получить такой результат?

— Такой результат мы получили за счет взаимодействия с корпорациями. С самого начала мы их не демонизировали никогда. Все большие компании хотят получить качественный продукт вовремя и, естественно, и по максимально низкой цене. Средний и малый бизнес готов это предоставить. Свидетельством тому 25 тысяч контрактов, которые на сегодня подписаны. Точнее 25090, и мы эти данные знаем точно благодаря реестру, который создан Федеральной налоговой службой совместно с нами. Курировал этот проект Михаил Мишустин. Это очень хороший проект, и хорошо, что Минфин в лице Антона Силуанова, выделил на него деньги.

— Есть ли ограничения со стороны бизнеса, хватает ли продуктов, предлагаемых малым и средним бизнесом крупным корпорациям?

— Образуется некая дельта между спросом, который предъявляют крупные корпорации, и возможностями, которыми обладает сегодня средний и малый бизнес. Прежде всего это, конечно же, касается технологий и технологических возможностей. Эта дельта закрывается за счет кредитно-гарантийной поддержки. Для того чтобы приобрести оборудование либо взять его в аренду, малому и среднему бизнесу нужны кредитные ресурсы. Корпорация своими гарантиями и поручительствами помогает банкам, как системообразующим с государственным участием, так и без такового, помогает выдать эти кредиты. Сегодня ставки находятся на гораздо ниже рыночного значения. По программе «Шесть с половиной» реальная ставка на выходе для среднего бизнеса — 9,6%, а для малого бизнеса — 10,6%. Это тоже объяснимо. Потому что с малым бизнесом риски всегда выше.

— Каковы объемы выданных средств в рамках этой программы?

— На сегодня это под 100 миллиардов, по концу года это будет 135, имеется в виду кредитно-гарантийная поддержка. Из них гарантийная поддержка будет 65 по национально-гарантийной системе (НГС), включающей в себя непосредственно корпорацию «МСП-банк» как часть семьи корпорации теперь, который к нам перешел от ВЭБ, и 81 региональная гарантийная организация.

— Расскажите подробнее, как работает НГС и отдельно региональные организации (РГО)?
— Национально-гарантийная система — это вертикаль, где задан единый стандарт. Система включает 3 базовых элемента, которые мы с вами упомянули. Региональные гарантийные организации, работая по этому стандарту, работают скорее по горизонтали с малыми компаниями на уровне регионов. И у них, конечно, меньше лимиты. Есть такой продукт — согарантия, когда мы помогаем региональной гарантийной организации, сумма может достигать 70% от суммы кредита, за исключением, принятых исключений — Дальнего Востока и моногородов. В этих регионах, третьего числа (3 октября – прим. ред.) будет финализировано решение, и там будет 75% покрытия. Поскольку это особая территория либо это территория опережающего развития, либо это моногорода. Но и Дальний Восток для нас — это высокие приоритеты.

— Когда корпорации передавали ведение РГО, очевидно было, что некоторые из них не очень справляются. Как сейчас обстоят дела?

— Ситуация улучшилась, но я не могу назвать ее радикально улучшившейся. Примерно около 10 региональных гарантийных организаций по-прежнему либо имитируют свою деятельность, либо даже не утруждают себя и этим. В сложившейся ситуации мы инициировали внесение изменений в законодательство, и в дальнейшем такие организации, которые не выполняют программных индикаторов, не будут получать никаких субсидий из федерального бюджета.

— Недавно обсуждался вопрос понижения лимита по программе «Шесть с половиной» до 10 миллионов рублей. Это лимит по выдаче одного кредита?

— Совершенно верно. Мы надеемся, третье число (3 октября – прим. ред), есть поручение президента Российской Федерации, третьего числа собирается совет директоров корпорации. С высокой долей вероятности рискну предположить, что такое решение будет принято.

— Когда вы обсуждали этот вопрос с президентом, говорили о том, что никакого особенного вмешательства не нужно?

— Это правда.

— Это просто техническое решение? Существует еще Банк России, который непосредственно выдает средства по низкой ставке?

— Мы согласовали это с Банком России. И к тому времени, когда, до этого было поручение Дмитрия Медведева, мы начали согласовывать процесс с Банком России, но уровень лимита этот не был согласован до конца. Мы просто его чуть снизили. Поэтому я не просил президента о каких-то особых поручениях в адрес кого бы то ни было.

— Ранее вы упомянули наличие несовпадающих потребностей крупных компаний и малого, среднего бизнеса. Есть такая вещь, как бизнес-навигатор. Как он работает, какие планы по развитию этой системы?

— Относительно развития системы бизнес-навигатора мы имеем программу в 7 шагов. Я назову только основные из них. Во-первых, это распространение бизнес-навигатора с 76 самых крупных городов с населением более 250 тысяч на города с населением более 110 тысяч. Таким образом, их количество достигнет 169 городов. Во-вторых, это мобильные приложения. Сейчас с телефона пользоваться навигатором не очень удобно. Мы не могли сделать, наши коллеги из других стран, на создание этих навигационных продуктов уходило примерно от 3 до 4 лет. Мы сделали это мобильное приложение за 7 месяцев. Дальше нам надо обязательно делать что-то с разделом недвижимости, которая обозначена в навигаторе. Иногда происходит ситуация, когда объект недвижимости, который в навигаторе указан как существующий, уже ушел. И такое бывает. Значит, мы все равно не сможем достичь здесь 100%-й точности, и надо об этом честно говорить. Мы практически сейчас подходим к режиму работы онлайн, это двухнедельная дискретность. Во многом это активность зависит и от предпринимателей. Они должны быстро ориентироваться в навигаторе, обратиться к арендодателю или тому, с кем они работают по этому вопросу.