День российского кино, к которому не только зрители, критики, но и представители самой индустрии относятся по-разному, официально существует с начала «нулевых». Однако только в последние пять-семь лет его пытаются отмечать более масштабно. Например, устраивают «Ночи кино» с бесплатным показом кассовых хитов. О них пишут много, к ним часто приковано внимание, однако за те же последние годы в российской индустрии появился другой феномен – кино национальное или региональное.
Россия – большая страна с множеством народностей и традиций, презентация которых позволяет выйти за рамки простого калькирования западных блокбастеров. Главный фаворит поистине актуальной отечественной кинематографии – это якутское кино. К зрителю – не внутри республики, а на территории всей страны – оно пробивалось долго.
В этой подборке кино-театр.ру решил показать все оттенки якутского кино, которое совершенно точно заинтересует зрителей разных вкусов и разной степени погружения в мир национального кинематографа.
1930-е, Республика Саха. В тайге живет пожилая пара — Микиппэр (Степан Петров) и Оппуос (Зоя Попова), чей быт состоит из охоты, рыбалки да разведения и дойки коров. Однажды зимой к ним прилетает орел — священная птица, которую старики начинают подкармливать, чтобы уберечь скот. И вскоре тот вовсе селится у пары дома — прямо в углу с иконами.
Притча Эдуарда Новикова стала первым якутским фильмом в конкурсе ММКФ и сразу получила три разнокалиберных приза: главный, от кинокритиков и киноклубов. Идеологическую прозу Василия Яковлева о приходе в республику советской власти – фильм основан на рассказе из школьной программы «Состарившаяся со мной одинокая лиственница» – сценарист культового хоррора «Проклятая земля» Семён Ермолаев превращает в куда более многослойную историю, которая отзывается не только в Москве, но и, например, в канадском Торонто.
У нас очень большая и красивая история съемок. Эдуард сразу сказал, что нужна одна лиственница и она должна стоять возле аласа. В Якутске зимой мы нашли местность, где была именно одна лиственница в тайге, где было бездорожье, в 100 км от Якутска. Мы туда ездили каждый день с трактором, потому что уазики не доезжали, построили там все, нужно было еще привезти стог сена. Потом выяснилось, что нужно найти еще коров особой «якутской» породы, которая была тогда в 1930-е. И мы нашли их, привезли на «Камазе» из другого района. Отсняли все, а потом появилась новая история – с орлом. Его найти мы не могли. У нас только один зоопарк, где есть орел, остро реагирующий на свет, не приученный к съемкам. Искали потом орла по всей России, но в итоге нашли в киргизском ауле.
В 2013 году на острове Малый Ляховский, входящем в Новосибирский архипелаг (Республика Саха), охотники раскапывают хорошо сохранившуюся тушу мамонта. Находка вызывает бурный интерес ученых из России, Южной Кореи и Китая: возможно, в останках можно найти ДНК и клонировать создание, вымершее 4000 лет назад!
Остросюжетный документальный триллер, открывающийся предостережением из якутского эпоса — олонхо «Элэс Боотур», стал дебютом для Максима Арбугаева, недавно номинированного на «Оскар» с доком «Выход». «Генезис 2.0» он, тогда студент ВГИКа, снимал вместе с опытным швейцарцем Кристианом Фраем, и фильм отметили как на американском фестивале независимого кино Sundance (лучшая операторская работа), так и на ММКФ (приз зрительских симпатий).
В этом фильме мы попытались почувствовать ветер перемен. Это увлекательная смесь приключенческого кино и очерка, смесь прошлого и будущего, смесь природной архаики Новосибирских островов, где происходит часть фильма, и высокотехнологичных лабораторий, где происходит обработка генома.
Самый масштабный и дорогой фильм Республики Саха — исторический эпос Никиты Аржакова о главе (дархане) хангаласского рода, объединившем якутские племена в XVI—XVII веках. Тыгын Дархан (непрофессиональный актер Ньургун Бэчигэн) предстает не только могучим воином, но и мудрым политиком, который хочет защитить народ от напрасных междоусобиц в долине Туймаада.
В основе фильма — одноименный роман Василия Семеновича Яковлева — Далана, сыгравший важную роль в формировании национального самосознания народа саха в кризисные 1990-е. Работа над проектом заняла пять лет, для съемок под присмотров историков и культурологов создали порядка 3500 костюмов и 200 построек, а бюджет составил около 255 миллионов рублей. «Тыгын Дархан» пользовался популярностью не только в Республике Саха, но и по всей России: картина входит в число самых кассовых якутских фильмов.
Тимир (Илья Яковлев) приезжает с супругой Лизой (Марина Васильева) и сыном Мичилом (Александр Андреев) к живущим у глухого леса родителям и брату Айсену (Борислав Степанов). Городской представитель фамилии погряз в долгах и просит отца продать дом, чтобы с ними расплатиться. Разговор идет на повышенных тонах, а ночью в доме начинает твориться чертовщина.
В фолк-хорроре Костаса Марсаана («Мой убийца») описывается встреча человека с потусторонним — тем, что лежит за гранью человеческого понимания. Иччи в традиционных верованиях народа саха — духи-хозяева предметов и явлений, отвечающие за всё, что существует в живой природе. Семейный конфликт открывает портал в историю земельного участка, повидавшего немало до и при советской власти. Фильм Марсана показали на кинофестивале в Шанхае и на одном из самых авторитетных хоррор-смотров — в Ситжесе.
Тематика фольклорных особенностей, определённый стиль повествования и жанр хоррора оказался очень востребованным в современном российском кино. Мне хотелось соединить все это и донести до зрителя. Как будто мы едва видим тонкую грань между рациональным и магическим, между местными традициями и пониманием современного мира. У нас на Севере время воспринимается по-другому, оно не линейное, а более цикличное. Все события кажутся застывшими — прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно в кадре, а понятие времени исчезает. При этом, наши предания имеют определенный смысл, передаваясь из поколения в поколение нашими предками. Они не просто пугают, а рассказывают, как человек должен понимать Природу и окружающий мир через определенные образы.
После армии Джулур (Гаврил Менкяров) живет в деревне с бабушкой и сестрой Кюннэй (Нарыйя Лаптева), которую отправляют в детский дом Якутска после смерти пожилой родственницы. Тогда Джулур, ранее открывший для себя мас-рестлинг, тоже переезжает в столицу республики, где трудится на нескольких работах и готовится к национальным соревнованиям с призовым фондом в два миллиона рублей.
Спортивная драма Валентина Макарова посвящена преодолению себя и непростых обстоятельств, а инструментом — социальным лифтом и ключевым образом — становится национальный вид спорта по перетягиванию палки («мас» с якутского — дерево). За пределами Республики Саха фестивальные показы фильма состоялись в Чебоксарах, Ейске, Ульяновске и Тобольске (везде фильм отметили призами).
Идея фильма “Дьулуур” зародилась давно. Очень люблю спортивные фильмы, поскольку спорт – это движение, действие, все это очень красиво. Я выбрал идеей для фильма – именно мас-рестлинг, где минимум движений, максимум эмоций. История про простого паренька из деревни, который становится чемпионом близка и понятна каждому. Не секрет, что практически все наши чемпионы мас-рестлинга – выходцы из улусов.
В 1941 году, с началом Великой отечественной войны на фронт из якутских улусов ушли почти все мужчины — остались женщины, пожилые люди и дети, на чьи плечи тоже легла работа по хозяйству: выпас скота, сбор урожая, рыбная ловля, доставка продуктов за многие километры от дома.
Документальный фильм Сардааны Барабановой посвящен жителям Таттинского улуса, которые еще не достигли совершеннолетия на декабрь 1945-го — именно это поколение в Республике Саха называют «детьми войны». Взяв 80 интервью (в фильм вошло 49), постановщица составила, буквально, портрет эпохи, проиллюстрированный художниками Феодосием Заровняевым, Станиславом Захаровым, Юлианой Ксенофонтовой и Лилианой Ермолаевой. Именно формат анимационной документалистики по-настоящему оживляет эти трагичные, бытовые, а порой и веселые воспоминания. В живописном решении фильма есть и уникальность национальной культуры, и суровый реализм, и детская угловатость, и неугасающая красота родных мест.
Дальнобойщик Гоша (Федот Львов) возит в отдаленные районы республики продукты и паленую водку, чем способствует дальнейшему упадку населенных пунктов. Однажды он отправляется в рейс один, стремясь заработать как можно больше, и эта поездка оборачивается для него сущим адом: во время экстренной починки посреди ночного бурана фура придавливает руку Гоши к мерзлой земле.
Якутского «Выжившего» (или «127 часов») снял Степан Бурнашев — режиссер самого кассового фильма Республики Саха («Айта» собрала рекордные 26 млн рублей), работающий в самых разных жанрах. Взять хотя бы зомби-хоррор «Республика Z», мелодраму «Наша зима» или мистический триллер «Проклятие. Мертвая земля». Снятый при температуре -45 «Черный снег» примечателен не только главным призом «Окна в Европу» (тот год принес гран-при «Кинотавра» еще и «Пугалу» Дмитрия Давыдова), но тем, что раскрывает талант Бурнашева извлекать максимум драмы и художественной правды из компактных и остросюжетных историй.
С каждым годом жанровая палитра якутских фильмов расширяется – появляются и новые авторы, да и «старые» прибегают к разного рода экспериментам. Якутское кино сегодня включает в себя и комедии, и хорроры, и триллеры, и детские/семейные фильмы. У нас много разных жанров и перечислить даже три фильма, которых достаточно будет для знакомства с кинематографом Якутии очень сложно. Наши истории понятны и универсальны, поэтому порекомендую посмотреть фильм Любы Борисовой «Надо мною солнце не садится», фильмы Димы Давыдова «Костер на ветру» и «Молодость», сразу две части комедии «Агент Мамбо» Алексея Амбросьева-младшего, картины Миши Лукачевского «Белый день», «Вертолет» и притчу Эдуарда Новикова «Царь-птица».По своему опыту могу сказать, что мне абсолютно не важен жанр, в каком я буду работать. Во главе угла для меня всегда идея, которая, когда уже воплощаешь ее в сценарии, и диктует жанр. Глобально мой подход к проектам разных жанров не отличается, но бывает, что история очень сильно влияет на эмоциональное состояние – снимать сложносочиненную картину с сильной драматической составляющей порой непросто именно эмоционально. Но я всегда работаю в первую очередь для того, чтобы снять хорошее кино.
Василий (Альберт Алексеев) возвращается из города в родной улус, где не был 20 лет: прямо с выпускного он уехал к лучшей жизни на угнанном мотоцикле, но нашел лишь развод и долги (в том числе алименты на дочку). На малой родине он селится в домишке покойных родителей и переосмысляет жизнь: при температуре -56, в атмосфере жутковатой новогодней сказки, от себя не убежишь.
Неутомимый самоучка Дмитрий Давыдов после сочинского триумфа «Пугала» вышел на темп два фильма в год — и не перестает удивлять даже привередливую публику. Злободневные драмы («Нелегал») соседствуют у него с аульскими комедиями положений («ЫТ» в соавторстве с Бурнашёвым), отсылки к вампирской готике из телевизора, который смотрит Василий, с флегматичной ухмылкой фильмов Аки Каурисмяки, а экзистенциальный кризис «выпускника» — чуть ли не с магическим реализмом. Киноклубы отметили «Молодость» на ММКФ, а сборы в прокате достигли трех с половиной миллионов рублей.
Якутское кино в свое время развилось, потому что наши кинематографисты не стали зацикливаться на определенных жанрах, оно сразу стало разным. Есть и фильмы-катастрофы, и триллеры, и хорорры, и драмы, боевики, комедии как обычно. Сейчас идет волна спортивных драм, легких комедий и детского кино. Возможно не хватает качественных триллеров и экшена, но это, скорее, обусловлено ограниченным бюджетом. Сам я всегда старался находить универсальный язык, затрагивать универсальные темы. По жанрам интересно пробовать разное. Конечно, в основном у меня драмы, но есть и комедии, и фэнтези, и хоррор. Но все это до поры до времени. Следующие работы уже будут в одном ключе, не похожие на ранние. Чтобы понять якутское кино, смотреть стоит все фильмы, причем не просто искать их на YouTube – там, в основном, старые картины. Все новые якутские фильмы сейчас есть в онлайн-кинотеатрах. От себя я бы обязательно рекомендовал к просмотру ленты «Айта», «Вертолёт», «Иччи». Надеюсь, выйдет когда-нибудь и фильм «Нуучча».
1910 год, село Ытык-Кюёль, Восточная Сибирь. Крестьянин Степан Бересеков (Александр Чичахов) становится местной знаменитостью: завороженный красотой заката он падает в длительный обморок, а когда приходит в себя, оказывается, что односельчане его уже отпели. Определить, умер Степан или залюбовался чем-то, может только сын священника Иван Попов (Дариус Гумаускас), который как раз собирается в этнографическую экспедицию. Чтобы снова не оказаться погребенным, крестьянин увязывается за ним.
Остроумная костюмная одиссея Любови Борисовой, дебютировавшей с лентой «Надо мною солнце не садится», основана на реальных событиях, а визуальная манера фильма продиктована фотографиями «основоположник изоискусства Якутии» Ивана Попова, жившего с 1874-го по 1945-й. Фильм тепло приняли зрители и критики: десять миллиардов в прокате — второй результат в этом году после мега-успешной «Айты».
Фильм основан на реальных событиях. Для сценария я взяла за основу забавный эпизод из жизни художника и этнографа Ивана Васильевича Попова и его друга Степана Бересекова, который страдал летаргическим сном. Бересекова отпевали в церкви, когда он внезапно проснулся и напугал до смерти псаломщика — младшего брата Попова. “Покойник” пришел за помощью в юрту Попова, который выяснил природу его заболевания. С тех пор Бересеков говорил людям, что если он умрет в следующий раз, то без художника Ивана Попова его нельзя хоронить. Несмотря на мрачное начало, фильм получился легким и красочным. Главной темой фильма звучит философия красоты окружающего нас мира. Ведь в природе всё гармонично, а значит, красиво. В этом секрет счастья якутского народа.В якутском кино всегда было разнообразие жанров. Можно даже сказать, что режиссеры соревнуются, кто первым снимет в том или ином жанре. Если говорить про меня, то драмеди у меня получается непроизвольно. Мне в этом жанре легко и комфортно. Но я вовсе не считаю, что все должны снимать такие фильмы. Важны и нужны все жанры. Чем больше разнообразия, тем лучше. Зритель выбирает фильмы по настроению: когда-то хочется посмеяться, а иногда и погрустить или испугаться. Должны быть фильмы на все случаи жизни, главное, чтобы они были качественные. Чтобы оценить жанровое разнообразие якутского кино посмотрите зомби-фильм «Республика Z» или танцевальную комедию «Чээкэ». Для любителей мистических триллеров подойдут «Сайылык» (Летовье) и «Сэттээх сир» (Проклятая земля), из ужасов «Күлүк хомус» (Проклятый хомус). Кому нравятся дорамы, посмотрите «Кэрэл» или «Потанцуй со мной». Из военных драм: «Рядовой Чээрин», либо «Снайпер саха».
В детстве Дима (Владимир Дормидонтов) попал в ДТП и с тех пор передвигается на кресле-каталке. Теперь юноша сочиняет музыку, но переживает из-за полученной травмы. Однажды мама уезжает на несколько дней по делам и оставляет Диму на попечение младшей сестры Тины (Ульяна Егорова), которая подталкивает племянника брать от жизни все. Вдобавок из Москвы приезжает друг детства Айсен (Айаал Винокуров), носящий чувство вины за случившееся с Димой, и вместе они отрываются на полную катушку.
Вдохновленное «Форрестом Гампом» и «А в душе я танцую» социальное драмеди стало полнометражным игровым дебютом клипмейкера Иллариона Яковлева и сценариста Иннокентия Ханды. В прокате фильм показал третий результат за 2023 год среди картин из Республики Саха.